О важности зрения задумывались еще очень давно. Можно найти упоминания о гимнастике для глаз у большинства народов мира, как современных, так и тех, которые прекратили свое существование в силу времени или других факторов. Профилактике здоровья глаз, йоги и множество других восточных практиков, уделяли особое внимание.
Это и неудивительно, ведь около 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для малышей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда малыш спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание. Один из наиболее удобных и проверенных способов – детская гимнастика для глаз.
Медики разработали сотни комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером, планшетом.
Зрительная гимнастика может выполняться в любом возрасте в качестве действенного профилактического средства не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях.
При использовании гимнастики для глаз организм включает дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости. Но есть важное условие: зрительная гимнастика приносит пользу в том случае, если ее выполнять регулярно.
Наберитесь терпения, чтобы достичь ощутимых положительных результатов, как и в любых других упражнениях, и при регулярности занятий через некоторое время можно надеяться на заметный прогресс.
Цель зрительной гимнастки: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Упражнения гимнастики для глаз подбираются таким образом, чтобы максимально эффективно улучшить микроциркуляцию крови, обменные процессы в глазу, поэтому будут полезны для детей и взрослых практически с любым нарушением зрения (близорукость, дальнозоркость, дистрофия сетчатки, атрофия зрительных нервов, косоглазие).
Перед выполнением глазной гимнастки полезно встать и несколько раз (2-3) посмотрев вверх, на вдохе потянуться, вытягивая руки вверх. На выдохе опустить руки. Это полезно выполнить для увеличения концентрации кислорода в крови.
Предлагаемый комплекс состоит из трех взаимосвязанных упражнений, решающих определенные задачи:
1.Глазодвигательные упражнения в шаговом ритме.
2.Тренинг аппарата аккомодации.
3.Пальминг.
Комплекс
гимнастики для глаз
1 упражнение. Исходное положение стоя. Под счет (или ритм, задающий темп) шагайте и в такт с шагом переводите глаза в горизонтальной плоскости «направо-налево» (8-10 раз).
Далее, не прерывая шаговый ритм, поворачивайте глаза в вертикальной плоскости «вверх-вниз» (8-10 раз).
И в заключение - горизонтальные движениями глаз «направо-налево» (8-10 раз).
При близорукости необходимо ввести движение для глаз по диагонали «снизу справа-вверх налево», и «снизу слева-вверх направо» (8-10 раз).
|
Методические рекомендации по выполнению 1 упражнения.
Использование для этого упражнения меток или трафаретов на стене желательно, но не обязательно. Движения глазами должны быть быстрыми, размах максимально возможным. Выполнять упражнение при относительно неподвижной голове. Общее количество движений в каждом такте 8-10 раз. Примерная скорость – 1 такт в секунду.
Если у Вашего ребенка нет близорукости, выполнение диагональных упражнений не обязательно.
Выполнение данного упражнения с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, быстро начинает запоминать движения гимнастки, превращая ее в увлекательное занятие.
Петушок
Рано, рано поутру
Петушок: ку-ка-ре-ку!
А коровушка в ответ:
-Му, му, му, му.
А коза как закричит:
-Ме-ме-ме-ме!
|
Движения глаз «направо-налево»
Движения глаз «направо-налево»
Движения глаз «вверх-вниз»
Движения глаз «вверх-вниз»
Движения глаз «направо-налево»
Движения глаз «направо-налево»
|
Мишка
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо в мишке в лоб
Мишка рассердился
И ногою топ! Топ!
|
Движения глаз «направо-налево»
Движения глаз «направо-налево»
Движения глаз «вверх-вниз»
Движения глаз «вверх-вниз»
Движения по диагонали
Движения по диагонали
Движения глаз «направо-налево»
Движения глаз «направо-налево»
|
Комплекс гимнастики для глаз
2 упражнение. И.п.стоя. В руке по средней линии лица на расстоянии 10-15 см от глаз расположите тест-объект. Смотрите на него 3-5 секунд. Переведите взгляд с тест-объекта вдаль, например, в окно на 2-3 секунды. Повторить 5-6 раз.
|
Методические рекомендации по выполнению 2 упражнения.
В качестве тест-объекта можно использовать ручку, карандаш, «смайлик» на палочке или просто указательный палец или большой палец руки ребенка.
Расстояние до тест-объекта выбрано с учетом ближайшей точки аккомодации дошкольников.
При выполнении упражнения не торопитесь: важно добиться полной аккомодации (тест-объект, удаленные предметы были четко различимы).
Комплекс гимнастики для глаз
3 упражнение. «Пальминг» И. п. сидя за столом, локти на столешнице. Ладони спокойно лежат на скулах, прикрывая закрытые веками глаза, но, не надавливая на них. Пальцы удобно разместить на лбу. Продолжительность 20-30 секунд.
|
Методические рекомендации по выполнению 3 упражнения.
Пальминг (от английского слова palm-ладонь) – термин, предложный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, при котором глаза закрываются веками и на некоторое время прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и давления на них не должно быть.
Пальминг обычно выполняется в положении сидя. Локти опираются на стол, Ладони не должны касаться глаз.
Ладони должно быть теплыми. Если в помещении прохладно, предложите ребенку перед выполнением пальминга потереть ладони друг об друга так, чтобы они разогрелись.
По завершении пальминга полезно отняв ладони от лица, не сразу открывать глаза, а подождать 5-6 секунд, а после (открыв их) несколько раз быстро поморгать.
Затраты времени на упражнения зрительной гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья Вашего ребенка неоценима!
Литература
Чевычелова, Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет – Волгоград: Учитель,2013.
Глушкова,Е.К. Береги зрение/Е.К.Глушкова.- М.: Медицины,1987.
Григорьева,Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе/Л.П.Григоьева,М.Э.Вернадская,И.В.Блинникова,О.Г.Солнцеа.-М.: Школа-Пресс,2001.
педагог - дефектолог Цимфер Е.В.
|