Прогулка предоставляет уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяет его потребности в самостоятельных действиях при знакомстве с окружающим миром, активных движениях, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природными материалами и с игрушками».
Следовательно, Федеральными государственными требованиями и общеобразовательными программами дошкольного образования уделяется большое значение образовательной деятельности в ходе организации прогулок, а также отмечается влияние прогулки на всестороннее развитие дошкольников.
Отмечается, что пребывание на свежем воздухе «и закаливает организм и укрепляет здоровье, способствует всестороннему развитию детей, активизации их двигательной деятельности, познавательных возможностей. В течение дня в детском саду ребенком испытываются разнообразные нагрузки, которые связаны с необходимостью выполнения программы обучения и определенных требований режима. Сравнительно мало времени у дошкольников остается на самостоятельную деятельность. В этом отношении прогулка становится особенно важной и необходимой, поскольку ребенку предоставляется возможность поиграть в любимые игры, проявить свои творческие способности», понаблюдать за явлениями окружающей действительности, поэкспериментировать.
Воспитателем планируется содержание каждой прогулки (он ставит перед собой определенные оздоровительные и педагогические задачи), делая прогулку целенаправленной. «В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», правильная организация прогулки предполагает использование спортивных и подвижных игр, наблюдений, физических и трудовых упражнений, самостоятельной деятельности и др.», а действенность реализации всех компонентов прогулки имеет полную зависимость от воспитателя.
«Прогулка является обязательной структурной единицей режима дня в детском саду». Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, организации и содержанию режима работы в дошкольных организациях устанавливается продолжительность прогулки в течение дня (не менее 4 - 4,5 часов).
Н.М. Палей, Г.Ш. Минсадыкова и В.И. Турченко предлагают следующие классификации прогулок: по месту проведения – на участке детского сада или за его пределами; по времени проведения – утренние, дневные, вечерние; по возрасту детей – прогулки с детьми раннего возраста, с младшими дошкольниками, со старшими дошкольниками; тематические прогулки («Спасатели», «Путешествия» и др.) и целевые прогулки (для экологического воспитания дошкольников).
Структурные компоненты прогулки - это подвижные игры, наблюдения за природой, трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно - ролевые и дидактические игры, индивидуальная работа. При организации прогулок можно использовать различные формы и методы работы. Авторами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» для познавательно - речевого развития (образовательная область «Познание») при организации учебной деятельности в ходе режимных моментов (в том числе и прогулок) предлагаются к использованию следующие формы работы: сюжетная игра, развивающая игра, проектная деятельность, создание коллекций, исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование, проблемные ситуации, наблюдение, беседы, рассказы, интегративная деятельность.
Рассмотрим «Наблюдение» – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения.
В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных представлений – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.
Наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста.
С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей.
Можно использовать на прогулках наблюдение в форме фотоохоты. Настоящий прием применяется воспитателем в ходе прогулки в разные времена года с детьми дошкольного возраста. В фотоохоте, как и в любой другой деятельности, педагогом определяется примерная структура: предшествующая работа, сам процесс наблюдения и последующая работа. Например, на прогулке в детском саду наблюдение-фотоохота для детей дошкольного возраста «Эти разные насекомые». Предлагаем устраивать на прогулках игры с использованием природных материалов. Отметим, что игры детей с природными материалами (водой, песком, снегом, глиной и т.п.) – составляют исторически сложившуюся деятельность детей, заключающуюся в воспроизведении ими действий взрослых и направленную на ориентировку и познание предметной действительности. Представленные игры, которые направлены на познание свойств, как природных материалов: «Секреты дождевого червячка», «Ты неси, неси река»; игры на изменение состояния природных материалов: «Зимняя клумба», «Снег идет»; игры на использование природных материалов в определенной деятельности детей: «Угощения», «Рисуем следами». При организации прогулки эти игры имеют непосредственное значение для познавательного развития дошкольников.
Уделяется особое внимание совместной деятельности ребенка и родителей на прогулке. Считаем, что воспитатель должен дать родителям методические рекомендации по организации и проведению прогулки, показать приемы и методы работы с детьми, помочь в приобретении опыта организации полезных для дошкольника прогулок. Предлагаем следующие структуры организации прогулок: наблюдение, задания, дидактические игры, коллективная трудовая деятельность детей вместе со взрослыми, самостоятельная игровая деятельность детей, подвижные игры.
Разработка и организация содержания проведение прогулок, направленные на формирование познавательной активности детей.
Основой для разработки содержания и проведения прогулок, нацеленных на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста. Отметим, что нами был разработан и проведен следующий ряд наблюдений во время проведения прогулок:
- «Наблюдения за деревьями».
- «Рассматривание первоцветов».
- «Рассматривание деревьев».
- «Рассматривание веток ели и сосны».
- «Наблюдение за птицами».
- «Наблюдение за весенними явлениями».
Делаем вывод, что прогулка имеет большое значение для развития познавательной активности детей: развивает умственные способности и наблюдательность, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Список литературы:
- Авсейкова, В. В. Мир природы через наблюдения. Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2011. 48 с.
- Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. - 56с.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. - Москва: «Просвещение», 1980. - 369с.
- Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. М.: - Синтез, 2006.
- Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2012. №4. М. С.2-7.
- Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
- Козина, Е. Ф. Теория и практика экологического воспитания дошкольников. Московский городской педагогический университет [Электронный ресурс] / URL: www.biblio-online.ru (10.06.2019).
- Лучич, М. В. Детям о природе: книга для воспитателей детского сада / М.В. Лучич. – 2-е. изд., дораб. – Москва, 1989. – 143 с.
- Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкол. воспитание. 2003. № 11. С.26–29.
- Павлова, Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 98-100.
- Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников. М.: Педагогика, 2007. 208 с.
- Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. - Москва: «Просвещение», 1983. – 207с.
Автор - составитель:
воспитатель группы ранней коррекции Вострецова И.В.
|