Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о пении. Какую роль играет пение в жизни детей? С чего начинается пение? Все эти вопросы не случайны. Дети с логопедическими проблемами нуждаются во всесторонней коррекции.
Игра: особенности и необходимость
Внимание к вопросам и методам развития музыкальных способностей дошкольников не случайно. Именно то, как будут формироваться музыкальные способности в раннем детстве, определяет успех дальнейшего музыкального развития ребёнка.
Исследования ученых психологов Дж. Катерелла, М. Мантуржевской, М. Серафин, Т.Н. Маляренко, проведённые в разных странах, доказали благотворное влияние музыки и на интеллектуальное развитие детей.
Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Учёные доказали, что у музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов.
Эта закономерность ярко выражена у тех, кто начал заниматься музыкой до семи лет.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы убеждаемся, что главным средством познания мира для них является ИГРА. Об этом говорят и пишут многие музыковеды, преподаватели, психологи.*
«Важно, чтобы ребёнок не утратил ощущения того, что он участвует в увлекательной ИГРЕ, в чём - то любимом и достойном любви»**
---------------------------------------------------------------------------------------------
*Т.Э. Тютюнникова, М. Андреева, М. Котляревская – Крафт, К. Гросс, Л. Выготский, С. Паркинсон, Д.Б. Эльконин
** Я.Достал Обязанность и игра. М.: Музыка, 1981
Музыкальные игры различны по задачам и видам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности), другие – на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).
Среди различных видов игр в музыкальной деятельности дошкольников особое место занимают музыкально – дидактические игры. Специфика их в том, что они содержат в себе обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и игровые правила.
Проведение музыкально – дидактической игры включает в себя ознакомление с её содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, проявляет инициативу. Игра развивает эмпатию, сочувствие к другим, эмоциональность и выразительность.
В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формированием положительной самооценки.
Разнообразные музыкально – дидактические игры помогают создать условия, при которых дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации – всё это превращает музыкальное занятие в увлекательное путешествие и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.
Музыкально – дидактическая игра в пении
«Музыка начинается с пения»
Курт Закс
Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления.
В младшем возрасте серьёзные музыкальные произведения для понимания ребёнка часто недоступны, а пение всегда вызывает у детей положительные эмоции: радость от исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребёнка.
«Запоют дети – запоёт народ», - писал К.Д. Ушинский.
Наша задача – научить малыша любить песню с самого раннего детства, способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.
Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится близким и понятным детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных составляющих музыкальности.
В литературе очень подробно освещён вопрос, касающийся возрастных особенностей певческого голоса детей. Поэтому подробно останавливаться на нём мы не будем.
Выяснив особенности певческого голоса, мы начинаем работать непосредственно над вокальными навыками, к которым относятся: певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые представления и навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Если музыка начинается с пения, то пение берёт своё начало в развивающих играх с голосом.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и рычать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, звуковысотной направленности, тембровой окраски, развивают умение различать регистры.
У детей формируется непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность: почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, расширить диапазоны речевого и певческого голоса; успешно развивать интонационный и фонематический слух; готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
- артикуляционная гимнастика
- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание
- развивающие игры с голосом
- речевые игры и упражнения
- ритмодекламация
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата
- обострить интонационный слух
- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков
Артикуляционная гимнастика
(в форме сказки «Путешествие язычка»)
автор С.А. Коротаева
Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.
В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает:
— устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
— разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую
подвижность;
— развить мимику, артикуляционную моторику;
— развить выразительную дикцию.
Проснулся однажды Язычок,
а вокруг темно и страшно. - рот закрыт
Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал, - «проткнуть» языком щеку
в другую, не открываются. - «проткнуть» языком другую щеку
«Толкну - ка я посильнее!» -
подумал Язычок и стал толкать
сначала одну - «проткнуть» языком щеку
Щечку, а потом и другую. - «проткнуть» языком другую щеку
Выхода не было. Решил тогда
Язычок поискать выход в другом
месте и ткнул сначала верхнюю, - «проткнуть» языком верхнюю губу
а затем и нижнюю Губу. - «проткнуть» языком нижнюю губу
В это время Ротик зевнул и открылся. – зевнуть
Язычок увидел выход и направился
к нему, но Зубки не пропустили его,
а стали тихонько покусывать. - покусать кончик языка
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»
возмутился Язычок. А Зубки ответили:
«Мы сегодня еще ничего не жевали». - пожевать язык боковыми зубами
И стали жевать Язычок
сначала с одной стороны,
а потом и с другой. - пожевать язык с другой стороны
И с правой, - пожевать язык справа
и с левой стороны - пожевать язык слева
он оказался невкусным.
Язычок снова попытался - покусывая всю поверхность языка,
- высовывать его вперед и убирать назад
протиснуться между Зубками, но
они продолжали его покусывать.
Язычок спрятался за Зубами.
А Зубки не унимались и -закусить изнутри щеки боковыми
продолжали жевать. зубами
Они пожевали нижнюю Губу, а - покусать нижнюю губу по всей длине
затем и верхнюю. - покусать верхнюю губу
Нижняя Губа обиделась, - оттопырить нижнюю губу,
а верхняя улыбнулась - поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы
(ей было немного щекотно).
Язычок смотрел на Зубки и думал:
«Почему они такие сердитые?
Может, оттого, что сегодня ещё
никто не сделал им ничего приятного?» - провести языком между губами
Язычок принялся и верхними зубами, как бы
мыть сначала верхние, очищая их
а потом и нижние Зубки. - провести языком между губами
и нижними зубами
И еще раз верхние и, - провести языком между губами и
конечно же, нижние зубки. зубами
Зубки посмотрели в зеркальце -растянуть губы в улыбке,
и промолвили: «Ах, какая чистота! обнажить зубы