Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 08:15

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учимся петь, играя

 Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о пении. Какую роль играет пение в жизни детей? С чего начинается пение? Все эти вопросы не случайны. Дети с логопедическими проблемами нуждаются во всесторонней коррекции.

                                    Игра: особенности и необходимость

     Внимание к вопросам и методам развития музыкальных способностей дошкольников не случайно. Именно то, как будут формироваться музыкальные способности  в раннем детстве, определяет успех дальнейшего музыкального развития ребёнка.

     Исследования ученых  психологов Дж. Катерелла, М. Мантуржевской, М. Серафин, Т.Н. Маляренко, проведённые в разных странах, доказали благотворное влияние музыки и на интеллектуальное  развитие детей.

Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Учёные доказали, что у музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов.

Эта закономерность ярко выражена у тех, кто начал заниматься музыкой до семи лет.

      Работая с детьми дошкольного возраста, мы убеждаемся, что главным средством познания мира для них является ИГРА. Об этом говорят и пишут многие музыковеды, преподаватели, психологи.*

«Важно, чтобы ребёнок не утратил ощущения того, что он участвует в увлекательной ИГРЕ, в чём - то любимом и достойном любви»**

---------------------------------------------------------------------------------------------

*Т.Э. Тютюнникова, М. Андреева, М. Котляревская – Крафт, К. Гросс, Л. Выготский, С. Паркинсон, Д.Б. Эльконин

** Я.Достал Обязанность и игра. М.: Музыка, 1981



 



 

   Музыкальные игры различны по задачам и видам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности), другие – на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).

   Среди различных видов игр в музыкальной деятельности дошкольников особое место занимают музыкально – дидактические игры. Специфика их в том, что они содержат в себе обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и игровые правила.

   Проведение музыкально – дидактической игры включает в себя ознакомление с её содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

   Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, проявляет инициативу. Игра развивает эмпатию, сочувствие к другим, эмоциональность и выразительность.

В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формированием положительной самооценки.

     Разнообразные музыкально – дидактические игры помогают создать условия, при которых дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации  – всё это превращает музыкальное занятие в увлекательное путешествие  и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.

 

Музыкально – дидактическая игра в пении

                                                                                 «Музыка начинается с пения»

                                                                                                                   Курт Закс

     Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и  эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления.

В младшем возрасте серьёзные музыкальные произведения для понимания ребёнка часто недоступны, а пение всегда вызывает у детей положительные эмоции: радость от исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребёнка.

«Запоют дети – запоёт народ», - писал К.Д. Ушинский.

   Наша задача – научить малыша любить песню с самого раннего детства, способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал  то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

   Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится близким и понятным детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных составляющих музыкальности.

      В литературе очень подробно освещён вопрос, касающийся возрастных особенностей певческого голоса детей. Поэтому подробно останавливаться на нём мы не будем.

      Выяснив особенности певческого голоса, мы начинаем  работать непосредственно над вокальными навыками, к которым относятся: певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые представления и навыки эмоциональной выразительности исполнения.

   Если музыка начинается с пения, то пение берёт своё начало в развивающих играх с голосом.

   Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и рычать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, звуковысотной направленности, тембровой окраски, развивают умение различать регистры.

У детей формируется  непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность: почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, расширить диапазоны речевого и певческого голоса; успешно развивать интонационный и фонематический слух; готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание

- развивающие игры с голосом

- речевые игры и упражнения

- ритмодекламация

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата

- обострить интонационный слух

- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков

Артикуляционная гимнастика

(в форме сказки «Путешествие язычка»)

                                                                                           автор С.А. Коротаева

    Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполни­телями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

    Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает:

—   устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

—   разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую   

       подвиж­ность;

—   развить мимику, артикуляционную моторику;

—   развить выразительную дикцию.

Проснулся однажды Язычок,

а вокруг темно  и страшно.                                                              -  рот закрыт

Стал он выход искать.

В одну Щечку постучал,                                             - «проткнуть» языком щеку

в другую,   не открываются.                           - «проткнуть» языком другую щеку

 «Толкну - ка я посильнее!» -

подумал Язычок и стал толкать

сначала одну                                                              - «проткнуть» языком щеку

Щечку, а потом и другую.                                - «проткнуть» языком другую щеку

Выхода не было. Решил тогда

Язычок поис­кать выход в другом

месте и ткнул сначала  верхнюю,                   - «проткнуть» языком верхнюю губу

а затем и нижнюю Губу.                                  - «проткнуть» языком нижнюю губу

В это время Ротик зевнул и открылся.                                                     – зевнуть

Язычок увидел выход и направился

к нему, но Зубки не пропустили его,

а стали тихонько покусывать.                                           -  покусать кончик языка

«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»   

 возмутился Язычок. А Зубки ответили:

«Мы  сегодня еще ничего не жевали».               - пожевать язык боковыми зубами                                                                                                                                      

И стали жевать Язычок

сначала с одной стороны,                      

а потом и с другой.                                            - пожевать язык с другой стороны

И с правой,                                                                        -  пожевать язык справа

и с левой стороны                                                                - пожевать язык слева

он оказался невкусным.



 

Язычок снова попытался                                  - покусывая всю поверхность язы­ка,  

                                                             -  высовывать его вперед и  убирать назад

протиснуться между Зубками, но

они продолжали его покусывать.

Язычок спрятался за Зубами.

А Зубки не уни­мались и                                    -закусить изнутри щеки  боковыми

продолжали жевать.                                                                                      зубами



 



 

Они пожевали нижнюю Губу, а                     - покусать нижнюю губу по всей длине

затем и верхнюю.                                                             - покусать верхнюю губу

Нижняя Губа обиделась,                                          -   оттопырить нижнюю губу,       

а верхняя улыбнулась                  -  поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы

(ей было немного щекотно).

Язычок смотрел на Зубки и думал:

«Почему они такие сердитые?

Может, оттого, что сегодня ещё

никто не сделал им ничего приятного?»               - провести языком между губами

Язычок принялся                                                           и верхними зубами, как бы

мыть сначала верхние,                                                                        очищая  их                                                                            

а потом и нижние Зубки.                                     - провести языком между губами

                                                                                                  и нижними зубами

И еще раз верхние и,                                      -  провести языком между губами и   

конечно же, нижние зубки.                                                                          зубами 

Зубки посмотрели в зеркальце                                     -растянуть губы в улыбке,

и промолвили: «Ах, какая чистота!                                                 обнажить зубы



 

Ах, какая красота! Спаси­бо тебе,

Язычок! Мы больше

не будем тебя кусать».                                                                                                                              

    После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.

Вот зарядка язычка:

Влево —                                                               - проткнуть язычком левую щеку

                 вправо,                                              - проткнуть язычком правую щеку

Раз,                                                                                                 - еще раз левую

                два,                                                                       - еще раз правую щеку

Вверх —                                                            - проткнуть язычком верхнюю губу

                вниз,                                                                                - затем нижнюю

Вверх —                                                                               - еще раз верхнюю губу

                вниз,                                                                     - еще раз нижнюю губу

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь!                                                                  - «вибрато» губами

Ротик, открывайся!                                                                -широко открыть рот

Язычок, покажись                                                             - покусать кончик язычка

И зубов не страшись!                           - высовывать язык вперед и убирать назад

                                                                        - покусывая всю поверхность языка

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы.                                                 - покусать нижнюю губу по всей  

                                                                                                           поверхности

Кусаются, кусаются                                              - покусать верхнюю губу по всей

                                                                                                           поверхности

И не унимаются.

А губы то хохочут,                                              - в улыбке открыть верхние зубы

То сильно обижаются,                                 - вывернуть нижнюю губу, придав лицу

                                                                                            обиженное выражение

То весело хохочут,                                             - в улыбке открыть верхние зубы

То снова обижаются                                                       - вывернуть нижнюю губу

Зубам надоело кусать —

Стали язык жевать.                                           - пожевать язык боковыми зубами

Язычок — не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь,                        - провести язычком между верхней губой и

                                                                                                                   зубами

Не сердитесь, не кусайтесь,                  - провести язычком между нижней губой и 

                                                                                                                   зубами

А вместе с нами улыбайтесь!                                                             - улыбнуться.

                                                                           продолжение следует...

                                                                 музыкальный руководитель Зайцева Ю.А.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (15.04.2014)
Просмотров: 1252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz