Ни для кого ни секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает эффективный результат в коррекционной работе. Однако часто родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих детей по разным причинам. В связи с этим с родителями необходимо проводить просветительскую работу, используя различные её формы. Весьма эффективны выпуски стенгазет, помогающие пробудить интерес к жизни детей, активизировать участие родителей в коррекционном процессе. Данная стенгазета, «Болтунья- говорунья», адресована родителям, чьи дети только начинают заниматься с логопедом. В ней можно найти ответы на часто возникающие у родителей вопросы. Цель стенгазеты - повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка; оказывать помощь в овладении практическими способами общения с ребенком. Индивидуально даются артикуляционные упражнения, соответствующие определённому звуку, а из лукошка «Болтуньи - говоруньи» можно взять другие упражнения.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ?
· Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.
· Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя
бы на этапе обучения.
· Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
· Речь является элементом социальной адаптации.
· Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
· Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не
всегда так.
· У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
· Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать
очень трудно, так как оно войдет в привычку.
· Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
И КАК ЕЁ ДЕЛАТЬ?
· Часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие движения.
· Иногда ребёнок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие - артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый ( правиль-ный)звук.
· Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
· Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто - уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
· Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что- то непонятно.
· В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Не нужны сейчас улыбки-
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щёки втянуты.
Упражнение выполнять медленно,
чётко 8-10 раз.
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки
Рот приоткрыть. Поочередно
упираться языком в щеки,
имитируя выдавливание
шариков. Упражнение
выполнять медленно,
четко 8-10 раз.
Наливаем воду в бочку-
Надуваем сильно щечки.
Рот закрыть, губы плотно сжать.
Щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.
Проделать упражнение 8-10 раз.
Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.
А весёлая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох
через рот: имитация зевоты.
Затем плотно сжать губы.
Чередовать упражнения.
Мы с моей подружкой Светкой
Жуем мятные конфетки.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
«пожевать» передними зубами
кончик языка. Язык широкий.
Упражнение выполнять
медленно, четко 8-10 раз.
Язычок играет в прятки-
Поиграйте с ним ребятки!
Улыбнуться, приоткрыть рот.
Вытянуть как можно дальше
язык между зубами. Быстро
убрать внутрь рта. Повторять
5-6 раз в медленном темпе.
Кормит ласточка птенцов-
Голосистых молодцов.
Опускать и поднимать нижнюю
челюсть. Выполнять упражнение
5-7 раз.
Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком
блюдце, намазанное вареньем.
Выполнять упражнение в
течение 10-15 сек.
Юля бублик быстро съела.
Земляничку захотела.
Округлить губы как при
произнесении звука «О».
Имитировать захват
губами ягоды земляники.
Выполнять упражнение 4-6 раз.
До новых встреч, учитель - логопед Мулерова С.А.
|