Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 14:33

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

У вашего ребёнка проблемы? У Вас проблемы? Вам нужна консультация психолога?

Психологические типы или образы матерей детей с неврозами

Эмоционально чувствительные, душевно тонкие, добрые и ласковые дети заболевают неврозом, прежде всего, постольку, поскольку есть психопатические черты в отношении к ним родителей в виде неприятия, агрессивности (раздражения, негативизма и физических наказаний) и чрезмерной, всепоглощающей принципиальности (жесткости, негибкости, условности и формализма). Сами родители догадываются, подсознательно ощущают неестественность своего отношения к детям, но, тем не менее, не могут конструктивно изменить себя без внешней помощи и руководства, выполняющего роль стабилизатора и корректора их собственной личностной противоречивости и конфликтности. Сам факт, что большинство родителей, испытывая чувство вины и беспокойства, способно на перестройку своих взаимоотношений, указывает на преобладание у них невротической, а не психопатической структуры личности.

Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами.

«Царевна Несмеяна». Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, «без души» и учета реальных обстоятельств. Именно о такой матери мальчик 7 лет сказал: «Мне хочется, чтобы мама была ко мне всегда доброй, чтобы она меня не ругала, чтобы она меня ласкала, не била, просто бы сказала спокойно и все».

«Снежная Королева». Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считает ошибки заблуждениями, недостатки — пороками, а любую критику в свой адрес — злым умыслом.

«Спящая Красавица». Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего «принца», разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его , потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

Общее между тремя психологическими типами матерей можно систематизировать по следующим пунктам: «Она всегда молода и прекрасна»; исключительно много времени уделяет себе; исходит только из своей точки зрения; хочет покровительствовать; высокомерна, претенциозна по отношению к другим, которых всегда считает ниже себя; стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать среди окружающих; не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других.

«Унтер Пришибеев». Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

 

«Суматошная» мать. Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создаст проблемы и на них же бурно реагирует.

«Наседка». Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности и активности.

«Вечный ребенок». Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительства. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки» кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности. Приведенные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям. Наиболее типичен образ Царевны Несмеяны. Образ Снежной Королевы представлен лишь фрагментарно, являясь, скорее, психопатической, чем невротической, транскрипцией отношения, как и жестокость, неприятие, безразличие, которые присутствуют у шизоидных, паранойяльных и асоциально-попустительствующих матерей.

 

 

Детская злость

Многие века дитя разглядывали как взрослого, лишь маленького, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, лишь меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - поначалу в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, хорошими, несчастными. А, используя научный подход, психологию детского возраста стали серьезно учить в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Достаточно скоро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и злость им присуща в полной мере. Согласно бессчетным исследованиям, сейчас проявления детской злости являются одной из более распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам).

Сюда относятся:

  вспышки раздражительности,
—непослушание,

  излишняя активность,

  драчливость,

  жестокость.

У подавляющего большинства детей наблюдается ровная и косвенная вербальная злость -от жалоб и агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), До прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!"). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической злости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей около его постели и пр.), Так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове либо лицу, кусаются, плюются и т. П.). Такое агрессивное поведение постоянно инициативно, активно, а время от времени и опасно для окружающих, и потому просит грамотной коррекции.

Детская злость и её предпосылки

Основными причинами проявлений детской злости являются:

  рвение привлечь к себе внимание сверстников;

  рвение получить хотимый итог;

  рвение быть основным;

  защита и месть;

  желание ущемить достоинство другого, с целью выделить свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления злости:

недеструктивная злость и враждебная деструктивность.

Первая - механизм ублажения желания, заслуги цели и способности к адаптации. Она побуждает дитя к конкуренции в окружающем мире, защите собственных прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить наслаждение от этого. Результатом такового поведения традиционно бывают . конфликты, становление злости как черты личности и понижение адаптивных возможностей дитя. Деструктивность злости дети начинают ощущать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Но у неких детей она, возможно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простым выражением являются реакции ярости и гнева.

Генетически злость связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она в особенности присуща мальчикам, имеющим при неких генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Посреди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, традиционно выделяют:

  недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

  сниженный уровень саморегуляции;

  неразвитость игровой деятельности;

  сниженную самооценку;

  нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует выделить, что в большинстве случаев агрессивные деяния детей дошкольного возраста (в особенности совершенно маленьких) имеют недеструктивный инструментальный

 

 

либо реактивный характер. Проявления агрессивного поведения почаще наблюдаются в ситуациях защиты собственных интересов и отстаивания собственного превосходства, когда злость употребляется как средство заслуги определенной цели. И наибольшее ублажение дети получают при получении «хотимого» результата - будь то внимание сверстников либо привлекательная игрушка, - после чего агрессивные деяния прекращаются.

 

 

Аутистический синдром

Расстройство эмоций с повышенной чувствительностью, застенчивостью и аутизмом в социальном плане

 

Структура дефекта аутистического синдрома:

1. Интеллектуальная деятельность относительно сохранна.

2. Слабость инстинктов: отсутствие стремления контакта с окружающими, отгороженность от внешнего мира, боязнь всего нового, склонность к стереотипным движениям.

3. "Уход в себя", погружённость в свой внутренний мир: ребёнок не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. Находясь в коллективе, держится отстранённо и изолированнно, сиотрит мимо детей, отсутствует сопереживание к близким, детей отличают черты холодности и отчуждённости.

 

            

Очень часто аутистический синдром путают с дезадаптацией - нарушением адаптивного поведения, когда ребёнок ну никак не может приспособиться к детскому саду. Родители начинают менять детские сады. Но везде - одно и то же.

Для детей с аутистическими чертами личности в поведении (0,1%) характерны нарушения общения, трудности коммуникации, снижение контактов со взрослыми и сверстниками, ребёнок погружён в собственный мир. Коммуникативная компетентность не формируется, характерны побочные реакции на сенсорные раздражители, стереотипность поведения, нарушение социальных взаимодействий. Дети строят защиту не только по отношению к данной, вполне реальной ситуации, но и глобальную защиту от внешнего мира.

 

   

Нарушение эмоционально-волевого реагирования.

 

Повышенная чувствительность, впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, гиперопёка (невроз мамы, обычно он неизлечим, нужно научить ребёнка жить с этим неврозом), выраженная тормозность в контактах с чужими людьми, вплоть до отказа речевого общения.

Врождённая или приобретённая недостаточность вегетативной нервной системы.

Вегетативная нервная система обеспечивает иннервацию внутренних органов.

Дети отличаются возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижают выносливость и устойчивость к нагрузке изменения в организме, происходящие в связи с ростовым скачком: созревание регулирующих систем, сердечно­сосудистой системы отстаёт от бурного роста костно-мышечной системы.

Инфантильные особенности психики. Несамостоятельность, пугливость, робость, чрезвычайная зависимость ль взрослых. Черты эмоциональной незрелости сочетаются с невротическими проявлениями: повышенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью.

В организации игры причиной трудностей детей являются: страхи, тревожность, сверхчувствительность: ребёнок не выполняет инструкции, игнорирует их, убегая от взрослого или делая наоборот.

Ребёнок не может использовать символическую игру как способ познания и структурирования окружающего мира и как способ проработки собственных эмоциональных проблем.

Отсутствие подражания взрослому.

Нарушение мотивации к произвольному поведению.

Трудности произвольного и целенаправленного поведения объясняются нарушением мотивации. Ребёнок может выполнить просьбу лишь по настроению, если сам захочет того же. В ответ на попытку что-то от него потребовать, ребёнок кричит, капризничает, может ударить. У социально направленного ребёнка, в отличие от ребёнка с патологией, не возникает установки на

 

 

выполнение просьбы взрослого - отсюда своеобразие игры со сверстниками или отказ от игры с ними.

 

Отсутствие и нежелание общения, возникающее с самого рождения, искажает ход всего психического развития, непреодолимо мешая его социализации, нарушает саму возможность взаимодействия.

                                                                           психолог МБДОУ № 201 Габрунер М.В.      

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (02.05.2012)
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz