Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 06:19

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Стёртая форма дизартрии и её коррекция у дошкольников

     Нередко родители детей старшего дошкольного возраста приходят к неврологу и тот ставит ребенку диагноз: стертая форма дизартрии (или дизартрия). Многие задаются вопросом, что это? Насколько это опасно для ребенка, чем грозит ему в будущем? Как особый вид речевого расстройства стертая форма дизартрии стала выделяться в логопедии относительно недавно- в 50-60 годах XX века. В своей классификации нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанной на патогенетическом принципе, Р.А. Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональным характером нарушения, и дизартрию, обусловленную органическим повреждением центральной нервной системы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. Стертая форма дизартрии- распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи, наблюдаются разнообразные нарушения, помимо всего прочего,( звукопроизношение, грамматический строй речи, словообразование и т.д.) просодической стороны речи. Страдают: громкость, высота, интонационная окраска голоса (модулированность), а также тембр голоса, темповая и динамическая организация речи, наличие смазанности и назализованного оттенка речи, длина речевого выдоха, тип дыхания.

   В двигательной сфере у данной категории детей наблюдается замедленность, неловкость, недостаточность движений при относительной сохранности их объема, при этом ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно, с одной стороны. Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Это проявляется в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность. движений, синкинезии губ и языка. Для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров. Также присутствуют просодические (голосовые) расстройства. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или наоборот тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком. Для детей со стертой формой дизартрии характерно ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функции памяти и внимания, трудности при общении, классификации, определении логических событий, нарушении в причинно-следственных связях. Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов. Коррекция занимает продолжительное время, и идет по разным направлениям:

1.Двигательная сфера

  • Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта;
  • Развитие кинетического компонента двигательного акта;
  • Динамическая координация движений;
  • Развитие реципрокной координации движений рук.

2.Постановка и развитие навыков правильного дыхания

  • Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания;
  • Развитие носового и ротового дыхания;
  • Совмещение навыка дыхания с движениями;
  • Закрепление навыка дыхания в движении.

3.Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи)

  • Развитие силы голоса;
  • Развитие диапазона голоса.

4.Мимические и артикуляционные упражнения

  • Мимические упражнения;
  • Снятие спастичности и уменьшение саливации;
  • Артикуляционная гимнастика:
  • упражнения для нижней челюсти,
  • упражнения для губ,
  • упражнения для языка,
  • упражнения для постановки нарушенных звуков.

5. Развитие зрительного восприятия, анализа, и синтеза, пространственных представлений

  • Развитие зрительного восприятия, анализа, и синтеза;
  • Развитие пространственных представлений.

6.Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

  • Восприятие и различение неречевых звуков:
  • развитие слухового внимания;
  • Различение звуков издаваемых тихо-громко;
  • развитие чувства ритма.
  • Восприятие и дифференциация звуков речи:
  • Различение голосов и интонированности речи;
  • Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам.
  • Развитие навыков элементарного звукового синтеза:
  • Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза;
  • Развитие звукослогового анализа.

7. Коррекция звукопроизносительной стороны речи.

  • Постановка нарушенных звуков;
  • Автоматизация и введение звуков в речь;
  • Дифференциация поставленных звуков.

Основным специалистом, работающим с детьми со стертой формой дизартрии в детском саду, является логопед. Он направляет и организует всю работу, подключая к ней родителей, психолога, массажиста, воспитателей. Обязательным условием успешного и эффективного преодоления дизартрии является контроль и лечение у невролога. В целом, при соблюдении условий прогноз благоприятный.

 

Литература:

Елецкая О.В. Горбачевская Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно- временных представлений у детей с нарушениями речи. М., 2005 г.

Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. М., 2007г.

 

                                                                 учитель - логопед Мулерова С.А. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (14.05.2019)
Просмотров: 683 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz