Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 11:23

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Советы тифлопсихолога

                         Проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения
Семья - социальное образование, имеющее свои семейные функции, тесно связанные между собой. При замене, вытеснении или пренебрежении какой-либо семейной функции, в семье и обществе появляются проблемы.
Проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения заключаются, с одной стороны, в дефекте ребёнка, когда на состояние родителей непосредственно влияет состояние здоровья, дефект ребёнка; с другой стороны, в её педагогической или социальной несостоятельности: родители выбирают неблагоприятный стиль взаимоотношений, как внутри семьи, так и с педагогами, воспитателями, врачами дошкольного образовательного учреждения. В такой семье низкий уровень социального развития ребёнка отмечается уже в раннем возрасте: у ребёнка не поддерживается потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним, не развиваются способности различать эмоциональное состояние других людей и выражать сочувствие, не формируются элементарные способы вежливого общения со взрослым и сверстниками, понимание речи окружающих, развитие активной речи в общении с другими людьми, обогащение словаря ребёнка; о низком уровне социального развития в младшем дошкольном возрасте свидетельствует то, что не воспитан интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим, на низком уровне развития находится речь и речевое общение; в старшем дошкольном возрасте - у ребёнка не воспитывается культура общения со взрослым и сверстниками, уважение к себе, слабо развита речь и речевое дилогическое общение, социальные эмоции и мотивы, способствующие гуманным отношениям, самопознание.
                  Характеристика семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения
Для семьи, которая воспитывает ребёнка с нарушением зрения, характерна социальная беспомощность или «эффект выученной беспомощности», нарушение межличностных взаимодействий, гиподинамия, оберегание ребёнка от подвижности, и, как результат, низкая адаптивность ребёнка. На практике семьи детей с нарушением зрения оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей.
К основным неблагоприятным факторам семьи относятся:
1. Факторы, связанные с заболеванием или дефектом ребёнка:
- неприятие больного ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
- гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
- непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку, и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки, что дезориентирует ребенка;
- непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития часто болеющих детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям таких детей;
1 - негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот);

 

- эффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;

 

тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
- авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка;
- гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
Сегодня в такой семье на первый план выступают психологические факторы: взаимопонимание, искусство жить вместе, а не просто быть под одной крышей, взаимосогласованность, чуткость.
2. Фактор патогенного (болезненного) родительского поведения.
Неэффективное воспитательное воздействие вызвано патогенным родительским поведением:
- один или оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви или постоянно отвергают его;
- ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
- угрозы «разлюбить» ребенка или покинуть семью, используемые как дисциплинарные меры;
- внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

4
- отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.
3. Фактор педагогической несостоятельности семьи.
Данный фактор предполагает низкую психолого-педагогическую культуру родителей, неправильный стиль взаимоотношений в системе «родители - педагоги, врачи».
Первая группа педагогически несостоятельных семей, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители), неправильно формируются взаимоотношения с педагогами, воспитателями и врачами ДОУ, в целом с дошкольным образовательным учреждением, совершаются серьёзные педагогические просчёты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении родителей. Как правило, родители не осознают свои трудности, не стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, врачам и далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности и дефекты своего ребёнка, перестроить стиль отношений в ДОУ, выйти из затянувшегося конфликта.
Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи социального педагога, способного помочь родителям проанализировать проблемную ситуацию, скорректировать свой стиль и характер взаимоотношений с ДОУ, врачами, I воспитателями и педагогами.
По характеру преобладающих, доминирующих неблагоприятных воздействий, в этой группе семей можно выделить семьи с прямым и косвенным десоциализирующим влиянием.
Семьи, где прямо демонстрируются образцы асоциального поведения и антиобщественные ориентации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются

5
антиобщественными установками и ориентациями. И семьи, где убеждения родителей, которые ведут здоровый образ жизни, позитивно социально ориентированы, но, в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями не способны выполнять социализирующие функции: общение в социуме.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием также испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях отношений с врачами, педагогами, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще всего в силу личностных причин утрачивают нормальные взаимоотношения с сотрудниками ДОУ.
Вторая группа не осознающих свои проблемы семей, условия жизни в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания и лечения детей. Дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой защиты. 4. Факторы социального риска:
- факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи;
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
I - медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми).

6
В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены и находятся фактически на грани распада, социальный педагог выполняет психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями внимательно выслушивает обе стороны, попытается, по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребёнка.
социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражённость становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребёнка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. Среди функционально несостоятельных семей, воспитывающих ребёнка с нарушением зрения, не справляющихся с воспитанием детей семей от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов,
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

7
Обращает на себя внимание тот факт, что особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребёнка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.
Особую заботу социального педагога составляют семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, семей с несовершеннолетними либо родителями, юными, не достигшими совершеннолетнего возраста одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными людьми, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи. Такие родители также не создают элементарных условий для воспитания и лечения своих детей. Дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой защиты.
Наибольшую опасность представляют криминально-аморальные семьи. Дети в таких семьях - социальные сироты (сироты при живых родителях). К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу «цель оправдывает средства». Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне \ благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие родители не хотят участвовать в реабилитационном процессе, организованном в ДОУ, пренебрежительно относятся к рекомендациям по воспитанию и лечению своих детей.
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей,оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют своё негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабевают своё влияние.
Для родителей с диагнозом социопатия, социальная депривация характерно: сознательное ограничение социальных контактов семьи, враждебность по отношению к ребёнку, избегание контактов, эмоциональное отвержение, которое формирует у ребёнка чувство неполноценности и неуверенность в себе, а по мере взросления — эмоциональное отвержение и протестные реакции. Воспитательная неуверенность родителей, страх за здоровье ребенка, повышенный уровень тревожности, и преобладание «безобъектных» форм тревоги (не связанных с конкретным источником опасности). Эмоционально-отрицательное отношение к понятию «материнство» или к понятию «отцовство»; неустойчивость воспитательной тактики в семье; чувство вины перед ребенком, предпочтение родителями детских качеств в процессе воспитания ребенка.
Создание психолого-педагогической помощи в ДОУ поможет в значительной степени этим семьям и детям своей кропотливой индивидуальной работой.
                                                                          Продолжение следует...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              тифлопсихолог Габрунер М.В.





 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (17.10.2011)
Просмотров: 1503 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz