Практически в любой сфере человеческой деятельности нужны профессионалы, умеющие красиво и правильно говорить. Да и полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты. К сожалению, малышей с дефектами речи, становится всё больше. У современных детей все чаще встречаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, отмечаются признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний, а также неясность, торопливость речи с ошибками в произношении.
Причины плохой дикции — вялость языка, неповоротливость губ и нижней челюсти. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Свободное звучание речи возможно лишь при отсутствии напряжения во всем теле (мышечных зажимов).
Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, дышать во время речи легко и глубоко, передавать голосом эмоции и чувства, «оживлять» речь интонацией — одна из задач, стоящих перед логопедом, работающим с детьми, но и родители могут внести свою лепту в совершенствование произносительной стороны речи у своего ребенка.
Комплексное воздействие осуществляется поэтапно.
На первом, подготовительном этапе происходят:
— развитие речевого дыхания;
— артикуляционной моторики голоса;
— формирование умения расслаблять группы мышц, мешающих свободной звукоподаче.
На втором, тренировочном, этапе ребёнок упражняется:
— в правильном речевом дыхании (рационально озвученном выдохе);
— высвобождении мышечных зажимов;
— умении пользоваться средствами выразительности (голосом и эмоциями);
— правильной и четкой дикции.
На третьем этапе ребенок закрепляет и совершенствует умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи без напряжения и усилий.
Этапы между собой тесно связаны и взаимообусловлены. На первом этапе особое внимание уделяется гласным звукам. Ведь именно гласные очень эффективны в работе над голосом и его оттенками, так как подвижность голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи — важнейшие средства выразительности, создающие своеобразный, мелодический рисунок каждого слова и фразы, придающие речи музыкальность.
Наша речь насыщена стечениями согласных, обеспечивающих разборчивость, понятность, стилистическую грамотность звучащего слова. Такие стечения представляют немалую трудность для произношения, поэтому на втором этапе больше времени отводится согласным звукам. В чисто- и скороговорках особое внимание обращается на быстроту, четкость произношения каждого звука. Тренировка дикции на материале коротких, забавных, живых, познавательных, очень веселых стихотворений-образов способствует речевому и личностному развитию детей.
Продолжается работа и над подвижностью и благозвучием голоса. Ребенок познает секреты звучащей речи, учится «оживлять» ее интонацией практически. Например, повышение голоса на том слове, в котором заложен смысл вопроса, — это вопросительная интонация. Восклицательная и повествовательная интонации произносятся соответственно с повышением или понижением голоса к концу предложения. Интонация предложения тесно связана и с логическим ударением. В речевом звене (предложении) интонационный центр — главное по смыслу слово.
Добрые потешки, песенки можно сопровождать движениями. Это поможет почувствовать ритм, развивает внимание, пантомимику, координацию. Дети учатся общению друг с другом. Непроизвольное запоминание стихов-диалогов в процессе деятельности тренирует память.
Методика работы с детьми в играх-драматизациях, инсценировках традиционна. Нужно только помнить, что любая эмоция имеет внешнее выражение, яркую форму (мимику, пантомимику, оттенки голоса).
Хорошо использовать наглядность, атрибутику. Индивидуальные зеркала необходимы для того, чтобы ребенок мог проверить правильность выполнения артикуляционных упражнений, соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией, т.е. для самоконтроля.
Ожидаемые результаты — свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией. Этот результат во многом зависит от родителей. Дети усваивают язык практически, по подражанию заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить, т.е. методом имитации, который применяется, начиная с самой ранней возрастной группы и во всех последующих.
От родителей зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
Итак, приведем примеры упражнений, подходящих для первого этапа работы.
Упражнение «Покачаем куклу»
Взрослый. Теперь покачаем куклу (мягкую игрушку) на животике и повторим упражнение:
— вдох — кукла поднимается;
— выдох — кукла опускается;
— пауза — отдыхаем.
Гимнастика для губ
Взрослый. Губы помогают нам красиво говорить звуки с разным настроением: «а» (удивленно), «о» (возмущенно), «у» (недовольно), «и» (радостно), «ы» (страшно), «э» (оклик).
Какие звуки я говорила? Как мы их называем? Почему?
Ребенок отвечает.
Пропоем гласные звуки. Но сначала поможем губам петь легко и свободно. Сделаем гимнастику для губ.
«Клоун»
Губы растянуть в улыбку, как улыбка клоуна (повторить 4—5 раз).
«Волейбольная сетка»
Взрослый. Тебе приходилось видеть волейбольную сетку? Она натягивается на двух столбиках. Представь, что губы — это края волейбольной сетки, которую надо натянуть на столбики. Столбики — это уголки губ. Растяни губы как можно шире. Расправь свою «волейбольную сетку» — губы так, чтобы были видны все ее клеточки — зубы и десны передних зубов. «Сними» сетку со столбиков. (Не напрягать мышцы шеи.)
«Кто сильнее?»
Взрослый. Губы плотно сжаты. Они решили померяться силами: кто окажется сильнее? Верхняя губа давит на нижнюю, а нижняя, наоборот, старается оттеснить верхнюю.
Теперь пропоем гласные звуки: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. (Показывает беззвучную артикуляцию.)
Игра «Будь внимательным»
Взрослый. Произносим правильно гласные звуки [a], [ja]:
— в словах: мак, лак, шаг, бак, сад, яма, якорь, арка, глаза, пляска, семья, баян, поляна, моряк;
— во фразах: Яблоко от яблони недалеко падает.
Хороша кашка, да мала чашка.
Играй, играй, да дело знай!
Наш Филат не бывает виноват,
У Филата мама виновата.
Игра «Подуем на свечу»
Взрослый. Подуем осторожно на пламя свечи, чтобы не погасло. (Показывает.) Видишь, как от легкого дуновения ветерка стелется пламя свечи? Сделай вдох носом, задержи дыхание и медленно, плавно подуй. Дуем осторожно, чтобы не погасить огонь!
учитель - логопед Мулерова С.А.
продолжение следует... |