Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 17:26

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У РЕБЁНКА.

  Практически в  любой сфере человеческой деятельности нужны про­фессионалы, умеющие красиво и правильно говорить. Да и полноценным средством общения речь является лишь тог­да, когда сохранны все ее структурные компоненты. К сожалению, малышей с дефектами  речи, становится всё больше. У современных детей все чаще встречаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказыва­ния, отмечаются признаки гипомимии, проявляющиеся в труд­ностях выражения на лице эмоциональных состояний, а также неясность, торопливость речи с ошибками в произношении.

            Причины плохой дикции — вялость языка, неповоротли­вость губ и нижней челюсти. Качество дикции обеспечивает­ся точностью и синхронностью работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Свободное звучание речи возможно лишь при отсутствии напряжения во всем теле (мы­шечных зажимов).

            Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гор­тани, дышать во время речи легко и глубоко, передавать голо­сом эмоции и чувства, «оживлять» речь интонацией — одна из задач, стоящих перед логопедом, работающим с детьми, но и родители могут внести свою лепту в совершенствование произносительной стороны речи у своего ребенка.

            Комплексное воздействие осуществляется поэтапно.

 На первом, подготовительном этапе происходят:

—  развитие речевого дыхания;

—  артикуляционной моторики голоса;

—  формирование умения расслаблять группы мышц, мешаю­щих свободной звукоподаче.

На втором, тренировочном, этапе  ребёнок упражняется:

—  в правильном речевом дыхании (рационально озвученном выдохе);

—  высвобождении мышечных зажимов;

—  умении пользоваться средствами выразительности (голосом и эмоциями);

—  правильной и четкой дикции.

На третьем этапе ребенок закрепляет и совершенствует умения пользоваться средствами вырази­тельности в экспрессивной речи без напряжения и усилий.

           Этапы между собой тесно связаны и взаимообусловлены. На первом этапе особое внимание уделяется гласным зву­кам. Ведь именно гласные очень эффективны в работе над голосом и его оттенками, так как подвижность голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи — важнейшие средства выразительности, создающие своеобразный, мелодический ри­сунок каждого слова и фразы, придающие речи музыкаль­ность.

           Наша речь насыщена стечениями согласных, обеспечива­ющих разборчивость, понятность, стилистическую грамотность звучащего слова. Такие стечения представляют немалую труд­ность для произношения, поэтому на втором этапе больше времени отводится согласным звукам. В чисто- и скороговор­ках особое внимание обращается на быстроту, четкость про­изношения каждого звука. Тренировка дикции на материале коротких, забавных, живых, познавательных, очень веселых стихотворений-образов способствует речевому и личностному развитию детей.

                Продолжается работа и над подвижностью и благозвучием голоса. Ребенок познает секреты звучащей речи, учится «ожив­лять» ее интонацией практически. Например, повышение голоса на том слове, в котором заложен смысл вопроса, — это вопросительная интонация. Восклицательная и повествователь­ная интонации произносятся соответственно с повышением или понижением голоса к концу предложения. Интонация предложения тесно связана и с логическим ударением. В речевом звене (предложении) интонационный центр — главное по смыслу слово.

              Добрые потешки, песенки можно сопровождать движения­ми. Это поможет почувствовать ритм, развивает внимание, пан­томимику, координацию. Дети учатся общению друг с другом. Непроизвольное запоминание стихов-диалогов в процессе дея­тельности тренирует память. 

Методика работы с детьми в играх-драматизациях, инсце­нировках традиционна. Нужно только помнить, что любая эмоция имеет внешнее выражение, яркую форму (мимику, пантомимику, оттенки голоса).

                Хорошо использовать наглядность, атрибути­ку. Индивидуальные зеркала необходимы для того, чтобы ре­бенок мог проверить правильность выполнения артикуляци­онных упражнений, соотнести мимику своего лица с задан­ной эмоцией, т.е. для самоконтроля.

                  Ожидаемые результаты — свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией. Этот результат во многом зависит от родителей. Дети усваи­вают язык практически, по подражанию заимствуя у взрос­лых словарь, стиль, тон, манеру говорить, т.е. методом ими­тации, который применяется, начиная с самой ранней возра­стной группы и во всех последующих.

От родителей зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем при­родой, и тогда:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

 И тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

С. Маршак

Итак, приведем примеры упражнений, подходящих для первого этапа работы.

Упражнение «Покачаем куклу»

Взрослый. Теперь покачаем куклу (мягкую игрушку) на животике и повторим упражнение:

—  вдох — кукла поднимается;

—  выдох — кукла опускается;

—  пауза — отдыхаем.

Гимнастика для губ

Взрослый. Губы помогают нам красиво говорить звуки с разным настроением: «а» (удивленно), «о» (возмущенно), «у» (недовольно), «и» (радостно), «ы» (страшно), «э» (оклик).

Какие звуки я говорила? Как мы их называем? Почему?

Ребенок отвечает.

Пропоем гласные звуки. Но сначала поможем губам петь лег­ко и свободно. Сделаем гимнастику для губ.

«Клоун»

Губы растянуть в улыбку, как улыбка клоуна (повторить 4—5 раз).

«Волейбольная сетка»

Взрослый. Тебе приходилось видеть волейбольную сетку? Она натягивается на двух столбиках. Представь, что губы — это края волейбольной сетки, которую надо натянуть на столбики. Столбики — это уголки губ. Растяни губы как можно шире. Расправь свою «волейбольную сетку» — губы так, чтобы были видны все ее клеточки — зубы и десны передних зубов. «Сни­ми» сетку со столбиков. (Не напрягать мышцы шеи.)

«Кто сильнее?»

Взрослый. Губы плотно сжаты. Они решили померяться силами: кто окажется сильнее? Верхняя губа давит на ниж­нюю, а нижняя, наоборот, старается оттеснить верхнюю.

Теперь пропоем гласные звуки: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. (Показывает беззвучную артикуляцию.)

Игра «Будь внимательным»

Взрослый. Произносим правильно гласные звуки [a], [ja]:

—   в словах: мак, лак, шаг, бак, сад, яма, якорь, арка, глаза, пляска, семья, баян, поляна, моряк;

— во фразах: Яблоко от яблони недалеко падает.

Хороша кашка, да мала чашка.

Играй, играй, да дело знай!

 Наш Филат не бывает виноват,

 У Филата мама виновата.

Игра «Подуем на свечу»

Взрослый. Подуем осторожно на пламя свечи, чтобы не погасло. (Показывает.) Видишь, как от легкого дуновения ветерка стелется пламя свечи? Сделай  вдох носом, задержи дыхание и медленно, плавно  подуй. Дуем осторожно, чтобы не погасить огонь!

                                                                           учитель - логопед Мулерова С.А.

                                                                                      продолжение следует...

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (21.01.2013)
Просмотров: 1091 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz