Упражнение «Угадай, что я чувствую?»
Взрослый. Давай посмотрим на себя в зеркало. Улыбнись! Как изменилось твое лицо? Что помогло ему стать веселым? Теперь рассердись! Посмотри на себя в зеркало. Что изменилось?
Игра «Угадай по мимике и голосу, что я чувствую?»
«О!» (удивление), «У!» (надулся), «А!» (восторг) и т.д.
Упражнения для губ
«Чечетка»
Легко, без напряжения «отбивать чечетку» губами, челюсти плотно сжать. «Хоботок» Вытянуть губы вперед, взять "«хоботком» горошину, удержать.
«Точилка»
Вытянуть губы в «трубочку». Попробовать «заточить карандаш» (круговые движения губами). Челюсти сжаты.
Упражнение «Пушинки на ладони»
Взрослый. Подуем на пушинки (кусочки ваты), сдуем их с ладони. Каждый раз быстро и бесшумно вдыхаем воздух носом со слегка приоткрытым ртом. Выдыхаем медленно и плавно, не надувая щек.
Упражнения для губ:
— удержать воображаемый леденец (под счет до пяти);
— втянуть губы в рот;
— сложить губы в кружок.
Упражнения для второго этапа.
Игра «Планета Нислована»
Взрослый. Жители планеты Нислованы очень похожи на людей, только говорят на нислованском языке, произнося только отдельные звуки:
ИИ ИЭ ИА ИО ИУ ИЫ
ЭИ ЭЭ ЭА ЭО ЭУ ЭЫ
АИ АЭ АА АО АУ АЫ
АИО АИО АИО ОУЫ
ОУЫ ОУЫ УАЭ УАЭ УАЭ
ИЕЭ ИЕЭ ИЕЭ ЯОИ ЯОЖ ЯОИ
Звуки произносить с разной интонацией: громко, тихо, ласково,сердито.
ЙЭАОУЫ ИЭАОУЫ ИЭАОУЫ ИЭАОУЫ ИЭАОУЫ ИЭАОУЫ
Произносить на одном дыхании с разным ударением.
ОИ 00 ИО ОИ 00 ИО ОЭ
00 ЭО АО 00 АО ОА 00
УУ ЭУ УЭ УУ ЭУ УА УУ
АУ УА УУ АУ УО УУ
Произносить с ударением на первом гласном.
Упражнение «Штангист»
Встать прямо, вытянуть руки перед собой. Сжать пальцы в кулаки и напрягать мышцы рук (3—4 с). Расслабить мышцы, «уронить» руки.
«Маска»
Взрослый. Маска — это часть лица, которая обычно на карнавалах закрывается маскарадными очками. Она закрывает брови, нос и скулы. Попробуем направить «в маску» (брови, нос, скулы) звуки, тогда они зазвучат, зазвенят, засверкают. Поможем гласным звукам выбраться изо рта и соберем их в маску: [и], [э], [а], [о], [у], [ы].
ММИ ММЭ ММА ММО ММУ ММЫМ
НИИ ННЭ ННА ННО ННУ ННЫН
«Массажист»
Взрослый. Устремляем звук «в маску» (протяжный звук [м]). «Массируем» этим звуком поочередно мягкое нёбо, носовую полость. Почувствуем в темени приятное дрожание. Добавим к звуку [м] гласные по очереди:
ММИ ММИ ММИ ММИ ММИ
ММЭ
|
ММЭ
|
ММЭ
|
ММЭ
|
ММЭ
|
ММО
|
ММО
|
ММО
|
ММО
|
ММО
|
ММУ
|
ММУ
|
ММУ
|
ММУ
|
ММУ
|
ммы
|
ммы
|
ммы
|
ммы
|
ммы
|
ММА
|
ММА
|
ММА
|
ММА
|
ММА
|
«Колесо»
Взрослый. Приоткроем рот, выдвинем вперед нижнюю челюсть. Делаем круговые движения нижней челюстью сверху вниз.
Мы с тобой пели гласные звуки. А есть звуки, которые пропеть нельзя. Закроем ушки, скажем звук [б]. Что ты чувствуешь? А теперь звук [п]. Что ты чувствуешь? (Тоже со звуками [в]-[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]-[ш], [х], [ц]). Если чувствуем дрожь, значит, согласный звук звонкий, а если нет дрожи, — это глухой звук.
«Подружки-говорушки»
Первая: Ти-ти-ти-ти-т. (Вот как я умею!)
Вторая: Ти-ти-ти-ти-т. Ди-ди-ди-ди-т. (А я еще лучше!)
Первая: Тэ-тэ-тэ-тэ-т. Дэ-дэ-дэ-дэ-т. (А так умеешь?)
Взрослый. Представь, что ты вышел во двор и подзываешь к себе:
— утят: уть-уть-уть-уть; Громко.
— цыплят: цып-цып-цып-цып;
Звучно!
— кошку: кис-кис-кис-кис! Зазывно!
Упражнение «Тихая сказка»
Взрослый. Давай прочитаем стихотворение в спокойном, замедленном темпе и пониженном тоне. Придадим голосу таинственность и сказочность.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек:
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо.
С. Маршак
продолжение следует...
|