Уважаемые, мамы, папы, бабушки и дедушки, Ваш ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой гиперактивный.
Вы должны понять, что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
Поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.
Врач, наблюдающий за ребенком, проводит соответствующее лечение.
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Найдите время посетить один раз в месяц Семейный родительский клуб ДОУ, в рамках которого Вы можете задавать конкретные вопросы специалистам, а также участвовать в совместных тренингах родителей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.
Найдите время придти на консультацию к тифлопсихологу.
Причины гиперактивности.
Возникновение ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.
Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.
Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.
Пробы на динамический праксис обнаружили связь развития тонкой моторики с повышенной истощаемостью. При утомлении трудности моторики усиливались, появлялись тремор, макро- и микрография.
Гиперактивные дети зачастую испытывали трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок. Все это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.
Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета.
Включение в обучение игровых ситуаций — это один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции ребенка и более его успешному освоению знаний.
Дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
Для детей с гиперактивностью в поведении характерна повышенная эмоциональность и знаменитая триада: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Ребёнок легко возбудим, беспокоен, нетерпелив, демонстративен. Он активный, ревнивый, с высоким самомнением, непостоянный, бесцеремонный. Он быстро отвечает, у него часто меняется настроение, он раздражителен, чувствителен, отвлекаемость повышена. У импульсивного ребёнка наблюдаются черты эйфории: он смешливый, игривый, разговорчивый, оживлённый, импульсивный, стремящийся к доминированию, хвастливый, радостный, ликующий, восторженный, воодушевлённый, увлечённый, азартный, окрылённый, нетерпеливый, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Но он не может сосредоточиться, легко забывает поручения, не подчиняется правилам в игре и т.д. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
НЕЛЬЗЯ!
1. Нельзя жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери.
2. Нельзя усиливать дисциплинарные способы воздействия, увеличивать рабочие нагрузки, строго наказывать за малейший проступок, вводить непреклонную систему запретов.
3. Нельзя махнуть на все рукой, стараться не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых.
4. Нельзя, слыша непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинать винить только себя в том, что он такой, и даже приходить в отчаяние и впадать в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
5. Завышать требования к ребёнку и увеличивать нагрузки. Это ведёт к переутомляемости, капризам и отказу от занятий.
Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы.
6. Выбирать тактику вседозволенности, так как очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.
НЕОБХОДИМО!
1. Гиперактивный ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый занимается с ребёнком, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
2. Ребенок должен получать соответствующую медикаментозную поддержку.
3. Помнить об индивидуальных особенностях гиперактивных детей.
4. Целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером.
5. Уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.
6. Перед началом работы (занятий, мероприятия) провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное).
7. Гиперактивноиу ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
Почаще хвалить ребёнка за успехи и достижения, даже самые незначительные. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, в связи с этим страдает его самооценка. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.
8. Инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Научитесь давать краткие и чёткие инструкции.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
9. Гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями, надо помнить: в любой ситуации взрослый должен сохранять спокойствие.
5. Запретов должно быть немного, они должны выполняться непреклонно, но ребёнок должен понимать «почему?».
В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме.
6. Физическое воспитание, закаливание, массаж.
Можно дать возможность ребёнку израсходовать избыточную энергию, записать его в различные спортивные секции. В этом случае большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности.
Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий, и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то он тоже вряд ли успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию.
Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта.
Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.
7. Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
10. Желательно, чтобы в дальнейшем ребёнок обучался по специальной программе не в трехлетней, а в четырехлетней начальной школе.
Продолжение следует
|