Возможность познания окружающего мира у детей с патологией зрения в большей степени связана с развитием действия рук. Со стороны может показаться, что ребенку настолько просто протянуть руку к предмету, взять его или выполнить с ним какое либо действие, что не заслуживает особого внимания.
Педагоги, которые работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка трудности, порой даже заставляют его отступать перед задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Дети c косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Косоглазие это не только косметический дефект, оно сопровождается серьезными расстройствами зрительных функций. Это и снижение остроты зрения и нарушения глазодвигательных функций, нарушения фиксации. Эти отклонения сдерживают развитие мелкой моторики руки и тактильной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, отрицательно сказываются на формировании предметно практической деятельности.
Как правило, дети с амблиопией и косоглазием, в основном ощупывают предметы одной рукой. При этом отмечается хаотичность и пассивность восприятия. Особые затруднения отмечаются при узнавании различной поверхности и материалов. Взяв в руки предмет, дети практически не ощупывают его, держат в руках без каких либо действий с предметом.
Вследствие малой двигательной активности, мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Это и приводит к слабому развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, что в свою очередь ведет к трудностям в формировании предметно-практической деятельности детей. И если действия с карандашом, кистью вызывают затруднения у многих детей, то действия с ножницами оказываются сложными практически для всей группы детей с косоглазием и амблиопией.
Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Вот некоторые виды работ, которые способствуют развитию ручной умелости:
· игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
· конструировании из палочек, нитей, семян;
· работа с толстой веревкой (завязывание и развязывание узлов), c проволокой (наматывание на катушку или на собственный палец, получается колечко или спираль);
· игры с вкладышами;
· работа с ножницами;
· рисование различными материалами (ручкой, карандашом, фломастером, мелом, цветными мелками, углем, акварелью и т.д.);
· обследование знакомых предметов.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей с косоглазием и амблиопией считаются «пальчиковые игры». Они увлекательны, интересны для детей, очень эмоциональны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям c косоглазием и амблиопией в трудных для них понятия: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры и для развития творчества детей. Если ребенок усваивает какую-нибудь одну «пальчиковую игру», то, как правило, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песен.
Для развития мелкой моторики широко используются мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети младшего возраста учатся формировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Дети постарше выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.
В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.
Нанизывание бус разного размера, шнуровки, застежки, работа с природным материалом, с бумагой способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.
У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормальновидящих сверстников,можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Необходимо формировать у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.
Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.
Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки используются разные виды коррекции изобразительных навыков.
При коррекции точности направления руки используют задания с целью формирования умений проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки (изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т.п.).
При коррекции размаха движений руки и формообразующих движений используют задания:
· нарисуй, как кораблик плывет по волнам;
· намотай клубочки (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
· нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры;
· вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.
Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать (обведи, а потом нарисуй крупные фигуры, примерно в треть листа, без отрыва руки; соедини точки, отрывая руку).
Со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку.
( Детям с низкой остротой зрения дополнительно разлиновывают клетки, чтобы увеличить их яркость).
Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:
· знакомство с тетрадью и рабочей строкой;
· задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы;
· печатание букв по клеточкам;
· печатание цифр;
· графические диктанты;
· рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким образом, идет оречевление производимых действий.
Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи.
Развитие осязательной чувствительности и моторики рук у детей с патологией зрения - процессы сложные, длительные, требующие настойчивости, терпения от педагогов и, конечно же, огромного желания им помочь.
Тифлопедагог Цимфер Елена Владимировна
|