Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 07:35

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности развития и формирования мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Возможность познания окружающего мира у детей с патологией зрения в большей степени связана с развитием действия рук. Со стороны может показаться, что ребенку настолько просто протянуть руку к предмету, взять его или выполнить с ним какое либо действие, что не заслуживает особого внимания.

Педагоги, которые работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка трудности, порой даже  заставляют его отступать перед задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

 Дети c косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Косоглазие это не только косметический дефект, оно сопровождается серьезными расстройствами зрительных функций. Это и снижение остроты зрения и нарушения глазодвигательных функций, нарушения фиксации. Эти отклонения сдерживают развитие мелкой моторики руки и тактильной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, отрицательно сказываются на формировании предметно практической деятельности.

Как правило, дети с амблиопией и косоглазием, в основном ощупывают предметы одной рукой. При этом отмечается хаотичность и пассивность восприятия. Особые затруднения отмечаются при узнавании различной поверхности и материалов. Взяв в руки предмет, дети практически не ощупывают его, держат в руках без каких либо действий с предметом.

Вследствие малой двигательной активности, мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Это и приводит к слабому развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, что в свою очередь ведет к трудностям в формировании предметно-практической деятельности детей. И если действия с карандашом, кистью вызывают затруднения у многих детей, то действия с ножницами оказываются сложными практически для всей группы детей с косоглазием и амблиопией.

Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Вот некоторые виды работ, которые способствуют развитию ручной умелости:

·       игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

·       конструировании из палочек, нитей, семян;

·       работа с толстой веревкой (завязывание и развязывание узлов), c проволокой (наматывание на катушку или на собственный палец, получается колечко или спираль);

·       игры с вкладышами;

·       работа с ножницами;

·       рисование различными материалами (ручкой, карандашом, фломастером, мелом, цветными мелками, углем, акварелью и т.д.);

·       обследование знакомых предметов.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей с косоглазием и амблиопией считаются  «пальчиковые игры». Они увлекательны, интересны для детей, очень эмоциональны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Пальчиковые игры» это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям c косоглазием и амблиопией в трудных для них понятия: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры и для развития творчества детей. Если ребенок усваивает какую-нибудь одну «пальчиковую игру», то, как правило, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песен.

Для развития мелкой моторики широко используются мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети младшего возраста учатся формировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Дети постарше выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.

В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.

Нанизывание бус разного размера, шнуровки, застежки, работа с природным материалом, с бумагой способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.

У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормальновидящих сверстников,можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Необходимо формировать у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.

Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки используются разные виды коррекции изобразительных навыков.

При  коррекции точности направления руки используют задания с целью формирования умений проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки (изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т.п.).

При коррекции размаха движений руки и формообразующих движений используют задания:

·        нарисуй, как кораблик плывет по волнам;

·        намотай клубочки (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

·        нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры;

·        вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.

Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать (обведи, а потом нарисуй крупные фигуры, примерно в треть листа, без отрыва руки; соедини точки, отрывая руку).

Со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку.

( Детям с низкой остротой зрения дополнительно разлиновывают клетки, чтобы увеличить их яркость).

Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:

·  знакомство с тетрадью и рабочей строкой;

·  задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы;

·  печатание букв по клеточкам;

·  печатание цифр;

·  графические диктанты;

·  рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким образом, идет оречевление производимых действий.

Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи.

Развитие осязательной чувствительности и моторики рук у детей с патологией зрения - процессы сложные, длительные, требующие настойчивости, терпения от педагогов и, конечно же, огромного желания им помочь.

Тифлопедагог Цимфер Елена Владимировна

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (27.12.2013)
Просмотров: 2544 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz