Одной из форм коллективного музицирования в детском саду является игра в оркестре.
Основное назначение музицирования – проявление и развитие музыкальных способностей ребёнка, эмоционального отношения к процессу взаимодействия с музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности.
Детское музицирование способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается звуковысотный, мелодический слух, музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление, формируется навык слуховой ориентации в мелодии, ребёнок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и воспроизводит музыку на инструменте.
В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность ребёнка за общий результат. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремлённость, настойчивость, преодолеваются неуверенность и робость. В процессе игры развивается координация движений, мелкая мускулатура пальцев рук, формируются такие качества, как усидчивость, работоспособность. Опыт показывает, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей каких – то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности даёт положительные результаты для всех детей без исключения.
Трудно переоценить совместное музицирование детей со взрослыми, в результате у детей часто возникает потребность в серьёзных занятиях музыкой.
Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоёмкое дело, но весьма необходимое. Ребёнок, приобщённый к миру музыки, познавший красоту звучания оркестра, пусть даже детского, пронесёт эту любовь через всю жизнь.
Из опыта работы с детьми я могу сказать, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Шумовой оркестр доставляет большую радость маленьким музыкантам. Дети по сути своей первооткрыватели. Поэтому закономерен их интерес к новым музыкальным впечатлениям. Жажда новых звуковых, двигательных ощущений является своеобразным катализатором в процессе музицирования в оркестре.
Детям дошкольного возраста освоение игры на тех или иных музыкальных инструментах удаётся в разной степени – успех зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его музыкальных способностей, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому акцент в работе музыкального руководителя делается на общем ознакомлении детей с детскими музыкальными инструментами.
Стремление детей освоить новый музыкальный инструмент побуждает музыкального руководителя обогащать материально – техническую базу, находить новый интересный музыкальный материал. Большую роль в этом играет грамотно сделанная инструментовка исполняемых произведений. Игра в оркестре – прекрасная возможность познакомить детей с классическим музыкальным материалом в доступной форме. А деятельностный подход в решении данной задачи отражает сущность детского восприятия окружающего мира.
Необходимым условием успешного осуществления данного вида деятельности является своеобразное «три Д» - ДОСТУПНОСТЬ, ДИНАМИЧНОСТЬ, ДРАЙВ. Репертуар, подобранный с учётом возрастных особенностей, ритмические стихотворные подговорки, музыкальные сказки про музыкальные инструменты, придуманные музыкальным руководителем, позволяют педагогу в доступной и увлекательной форме открыть детям двери в прекрасный мир оркестровой и ансамблевой игры, помочь им запомнить порядок вступления различных инструментов достаточно быстро, а процесс запоминания, не вызвавший у детей переутомления, и результат, который был достигнут при этом, неизменно рождают в детях и взрослых новый всплеск энергии, побуждающий к дальнейшим музыкальным открытиям.
музыкальный руководитель Зайцева Ю.А.
|