Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 09:07

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Кто такой учитель-дефектолог в детском саду?

В нашем детском саду в штате специалистов на каждой группе есть учитель – дефектолог (тифлопедагог). Тифлопедагог занимается воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих нарушения зрения.

Главная задача тифлопедагога – научить ребенка осознанно пользоваться своим зрением. При этом тактично и осторожно, по мере взросления, объяснять ребенку все особенности его зрительного восприятия, мотивировать его на успешное аппаратное лечение и соблюдение основных офтальмо-гигиенических правил.

При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, исполь­зует также экспериментальные и авторские материалы.

Направления работы тифлопедагога

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Рассмотрим часть из названных направлений.

 

Тифлопедагогическое обследование детей

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и в конце учебного года.

По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования, тифлопедагог дополняет наблюдениями за детьми во время игр, на прогулке, в различные режимные моменты их жизни в детском саду.

Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

 

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения и т.д.

Тифлопедагог проводит подгрупповые и индивидуальные занятия, планируя их по коррекционным программам.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога.

Тифлопедагог проводит специальные коррекционные за­нятия следующих видов:

развитие зрительного восприятия;

развитие осязания и мелкой моторики;

ориентировка в пространстве;

социально-бытовая ориентировка.

Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога.

 

Развитие зрительного восприятия

На специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формиру­ют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем мире; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других органов чувств; развивают мышление детей и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.

 

Развитие осязания и мелкой моторики

Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики, рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук (снимающих напряженность мышц, развиваю­щих подвижность и гибкость).

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением; учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. Затем тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук.

 

Обучение ориентировке в пространстве

Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько этапов. На первом этапе у детей формируются четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучают их ориентировке «на себе». Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Третий этап – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

 

Обучение социально-бытовой ориентировке

На специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Занятия по социально-бытовой ориентировке включают в себя следующие разделы:

-расширение предметных представлений детей;

-приобщение ребёнка к труду взрослых;

-наблюдения и экскурсии;

-расширение представлений ребенка о самом себе.

 

Работа с родителями

Тифлопедагог осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с семьей ребёнка с нарушением зрения. Систематически выступает на родительских собраниях. Проводит индивидуальные и подгрупповые консультации. Показывает открытые занятия. Оформляет выставки игр, специальных пособий, а также стендовую информацию, которой родители могут пользоваться. Данная работа осуществляется как по плану, так и по запросу родителей.

Со всеми интересующими Вас вопросами и предложениями Вы всегда можете обратиться к тифлопедагогу группы.

Надеемся на успешное сотрудничество!!!

Использованы материалы с сайта https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki

                                                                                      учитель- дефектолог Конева Е.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (11.02.2019)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz