Автоматизация звука в слогах
Цель: вырабатывать умение четко произносить звук [с] в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
В прямых слогах (са, со, су, сы) и слоговых рядах: са-са-са, са-со-са, са-су-са; со-со-со, со-са-со, су-со-су; обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, ее) и слоговых рядах: ас-ас-ас, ас-ос-ас, ыс-ис-ыс-ис. В слогах (аса, асо, асу, асы) и слоговых рядах: аса-аса-аса, аса-асо-асу-асы;
со стечениями (спа, сна, сма, ста, ска, ела) и слоговых рядах:
спа-спо-спу-спы; сна-сно-сну-сны;
Игра «Здравствуй, пальчик»
Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой с остальными). При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги приветствия: са, со, су, сы и т.д.
Игра «Закончи слово»
Взрослый заранее подбирает слова, которые заканчиваются слогами: са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог.
Ли...са, ко...са, о...со;
Произнести слог столько раз, сколько: тебе лет; фигур на листе.
В словах
Цели: добиваться правильного произношения звука [с] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.
В начале:
сад, сам, сани, Саня, сало, сайка, сахар, сабля;
салат, сапог, салют, сарай, самокат, самолет, самовар, сарафан;
В конце:
бас, нас, квас, палас, баркас, нос, босс, трос, насос, кокос, покос, кросс, вопрос, поднос, матрос, Барбос, абрикос, ус, вкус, трус, укус, индус, бис, кис-кис, лис, рис.
В середине:
оса, коса, лиса, роса, масса, трасса, гусак, полоса, посадка, колбаса;
песок, кусок, висок, лесок, брусок, осока, фасоль, поясок,
Игра «Добавь слог»
Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет
слово: пе...сок, воло...сок, авто...бусы;
ку...сок, коло...сок, ре...бусы;
Задание «Назови второй слог, а потом все слово» (материал предъявляется на слух).
Ко-су-ля, о-со-ка;
по-су-да, ле-со-чек;
Упражнение в назывании предметов, в названии которых есть звук [с].
Упражнение в назывании имен, названий животных, продуктов питания со звуком [с].
Игра «Добавь слово».
— И-го-го! — поет лошадка. —
Спи, мышонок, сладко, ... (сладко).
Дядя Степа в этот раз Утопающего ... (спас).
В словосочетаниях
Старик сидит, скучное кино, соленая соль, высокий стакан, свежая капуста.
В предложениях
В простых
Саня стоит. Соня спит. Светит солнце. Солдат служит. Налили сок.
Поставили стакан. Сварили суп. Посадили сад.
В распространенных
У Сани сад. Саня идет в сад. Саня поливает сад. Саня в саду.
У Сони сок. Соня пьет сок. У Сони сумка. В сумке посуда.
Задание «Закончи предложение» Коля и Соня посадили ... (сирень).
Ярко светит ... (солнце).
Задание «Ответь на вопрос»
— В чем хранится соль?
— Ты любишь квас?
— Чем солят суп?
В чистоговорках
Са-са-са — у Сани коса. Са-са-са — в саду оса.
Сы-сы-сы — у Сани бусы Сы-сы-сы — у осы усы.
В скороговорках
У осы не усы, не усищи, а усики.
У маленькой Сани сани едут сами.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
В стихах
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет — самокат.
У мамы в сумке сом и сметана.
Сом — коту, а сметана — Степану.
В РАССКАЗАХ.
Собака Сойка в лесу
У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой пойдут в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает под кустами и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идет по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Учитель - логопед Мулерова С.А.
|