Постановка звука.
Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука.
При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука [с], обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: «ф-ф-ф». Затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук [с] (пропеть песенку насоса, водички, ветерка): «с-с-с».
При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (пальцем отводя нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для звука [с].
При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука [с]. Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты; если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи (кончик языка прижимается спичкой). Ребенок, закусив спичку зубами, произносит звук [с].
При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, в результате проведенных упражнений края языка могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводится за зубы.
При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук [ф], просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком [ф], постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.
При призубном парасигматизме правильного звучания звука [с] добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука [с] взрослым, а потом им самим).
Для коррекции шипящего парасигматизма ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук [ф] и добиваться правильного его звучания.
продолжение следует...
учитель - логопед МБДОУ № 201 Мулерова С.А. |