Звук [с]. Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произношении
Зубы сближены или находятся на расстоянии 1 мм. Губы растянуты в улыбке. Язык упирается в нижние резцы.
Воздушная струя идет по желобку, который образуется посередине языка.
Цели:
— подготавливать органы артикуляции к овладению данным звуком;
— формировать направленную воздушную струю.
Артикуляционная гимнастика. При отсутствии звука
1. «Заборчик»
Цель: формировать умение удерживать губы в улыбке. Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены и сомкнуты. Удерживать 5—10 с.
2. «Наказать непослушный язык»
Цель: вырабатывать умение при расслаблении мышц языка удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыв рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 или 10.
3. «Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 или 10.
4. «Почистим зубы»
Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
5. «Загнать мяч в ворота»
Цель: вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
6. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, длительно произнося звук [ф], сдуть ватку.
7. «Сдуем снежинки», «Осенний листопад», «Буря».
При межзубном сигматизме
1. «Заборчик».
2. «Почистим зубы».
3. «Загнать мяч в ворота».
4. «Кто дальше загонит мяч?».
5. «Сдуем снежинки», «Осенний листопад», «Буря».
6. «Прятки».
Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов.
Отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].
При губно-зубном сигматизме
1. «Заборчик».
2. «Улыбка».
Цель: развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты, видны сомкнутые зубы. Удерживать в таком положении губы следует 10—15 с.
3. «Шторки»
Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции на другую.
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5—6 раз.
4. «Почистим зубы».
5. «Загнать мяч в ворота».
Отрабатывается звук [и], умение с напряжением произносить сочетание гласных ие (это способствует торможению движения вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направленную концентрированную воздушную струю).
При боковом сигматизме
1. «Заборчик».
2. «Наказать непослушный язык».
3. «Лопаточка».
4. «Кто дальше загонит мяч?»
5. «Сдуем снежинки», «Осенний листопад», «Буря».
6. «Желобок».
Цели: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 с.
При носовом сигматизме
1. «Заборчик».
2. «Наказать непослушный язык».
3. «Прятки».
4. «Лопаточка».
5. «Почистим зубы».
Вырабатывается умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами (зубами) языка. Отрабатываются звуки [и], [ф] и дифференциация звуков [ф]—[х] с использованием тактильных ощущений (при [ф] — струя воздуха узкая, прохладная; при [х] — широкая, теплая).
При призубном парасигматизме
1. «Заборчик».
2. «Почистим зубы».
3. «Язык-силач».
Цели: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами; укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, поочередно напрягая и расслабляя мышцы языка.
4. «Качели».
Цель: вырабатывать умение чередовать движения широкого языка вверх, вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов.
Улыбнуться, приоткрыть рот, сделать язык широким, касаться поочередно широким кончиком языка корней верхних и нижних резцов.
Отрабатываются звуки [и], [ф].
При шипящем парасигматизме
1. «Заборчик».
2. «Почистим зубы».
3. «Качели».
4.«Кто дальше загонит мяч?»
5. «Сдуем снежинки», «Осенний листопад», «Буря».
6.Чередование движений широкого кончика языка от нижних резцов к подьязычной уздечке ( движение ко дну рта вперёд- назад)
продолжение следует...
Учитель – логопед МБДОУ № 201 Мулерова С.А. |