Для успешного формирования правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15—20 мин. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, звукового анализа, упражнения и игры на отработку речевого дыхания, интонации и модуляции голоса, упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук.
Исследователи института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи ребенка тесно связан со степенью развития тонких движений пальцев рук. Тренировка таких движений оказывает огромное влияние на стимуляцию речевого развития, способствует улучшению артикуляционной моторики, помогает подготовить руку к письму, а также повышает работоспособность коры головного мозга.
Для развития мелкой моторики можно использовать специальные игры и упражнения, занятия лепкой, аппликацией, обведение предметов по контуру, их штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т.д.
Статья рассчитана прежде всего на родителей, которые желают принимать активное участие в процессе устранения неправильного звукопроизношения у своих детей.
Характеристика свистящих звуков
Звуки [с], [с'], [з], [з!], [ц] называют свистящими. По способу образования звуки [с], [с'], [з], [з'] являются щелевыми, звук [ц] — смычно-щелевым. По месту образования они все переднеязычные. Произношение звуков [з], [з'] отличается от произношения [с], [с'] наличием голоса. Схожа и артикуляция всех свистящих звуков. Поэтому в группе свистящих звуков основной является артикуляция звука [с], из этого следует, что работу по устранению неправильного произношения свистящих звуков следует начинать именно с него.
Нарушения произношения звуков
Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками — парасигматизмом.
Виды сигматизма: межзубный, губно-зубной, боковой, носовой.
отсутствует характерный для фонемы [с] свист, а вместо него слышится более низкий слабый шум. Отмечаются следующие нарушения артикуляции: зубы разомкнуты примерно на межзубном сигматизме При 1 см, кончик языка просовывается между верхними и нижними резцами, передняя часть спинки образует плоскую щель с верхними резцами, посередине средней части спинки не образуется желобок, боковые края языка опущены, воздушная струя теплая, рассеянная.
Нарушения артикуляции при губно-зубном сигматизме: нижняя губа сближена с верхними резцами, нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены, кончик языка оттянут от нижних резцов, передняя и средняя части спинки опущены и слегка отодвинуты назад, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, воздушная струя более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами. Акустический эффект при искажении свистящих звуков [с], [с'], [ц], близок к звуку [ф], а для [з] характерен оттенок звука [в]. Это происходит в связи с тем, что в образовании щели, кроме языка, участвует нижняя губа, сближенная с верхними резцами.
При носовом сигматизме зубы разомкнуты; кончик языка оттянут вглубь рта; передняя часть спинки опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов; средняя часть спинки оттянута назад, а задняя ее часть поднята и примыкает к мягкому нёбу; боковые края языка опущены; воздушная струя проходит через нос; мягкое нёбо опущено, в результате чего образуется щель между нёбом и задней стенкой глотки; звук [с] заменяется шумом, напоминающим храп; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок.
При боковом сигматизме выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами, альвеолами. При такой артикуляции вместо свистящих звуков слышится своеобразный хлюпающий шум.
Виды парасигматизма: призубный и шипящий.
При призубном парасигматизме зубы разомкнуты; кончик языка сомкнут с верхними резцами, передняя часть спинки сомкнута с альвеолами; средняя часть спинки опущена; желобок не образуется; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; воздушная струя толчкообразная. Слышится звук типа взрывного [т] при звонком [д]. При звуке [ц] артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как [с] или [т].
При шипящем парасигматизме язык принимает артикуляцию, характерную для звука [ш], или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный [ш]. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы слегка приоткрыты, видны верхушки резцов; кончик языка опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны; передняя часть спинки напряжена, выгнута; желобок не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами; воздушная струя растекается по всей поверхности языка.
продолжение следует...
Учитель – логопед МБДОУ № 201 Мулерова С.А.
|