Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 16:36

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников.

Для успешного формирования правильного звукопроизно­шения у детей рекомендуется заниматься ежедневно пример­но по 15—20 мин. Начинать занятия следует с артикуля­ционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражне­ния и задания на тренировку зрительного и слухового вос­приятия, памяти, логического мышления, звукового анали­за, упражнения и игры на отработку речевого дыхания, инто­нации и модуляции голоса, упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук.

           Исследователи института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи ребенка тесно связан со степенью развития тонких движений пальцев рук. Тренировка таких движений оказывает огромное влияние на стимуляцию речевого развития, способствует улучшению ар­тикуляционной моторики, помогает подготовить руку к пись­му, а также повышает работоспособность коры головного моз­га.

            Для развития мелкой моторики можно использовать спе­циальные игры и упражнения, занятия лепкой, аппликаци­ей, обведение предметов по контуру, их штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж паль­цев рук, складывание мозаики и т.д.

             Статья рассчитана  прежде всего на  родителей, которые желают принимать активное участие в процессе устранения неправильного звукопроизношения у своих детей.

Характеристика свистящих звуков

            Звуки [с], [с'], [з], [з!], [ц] называют свистящими. По спо­собу образования звуки [с], [с'], [з], [з'] являются щелевыми, звук [ц] — смычно-щелевым. По месту образования они все переднеязычные. Произношение звуков [з], [з'] отличается от произношения [с], [с'] наличием голоса. Схожа и артику­ляция всех свистящих звуков. Поэтому в группе свистящих звуков основной является артикуляция звука [с], из этого сле­дует, что работу по устранению неправильного произноше­ния свистящих звуков следует начинать именно с него.

Нарушения произношения звуков

            Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками — парасигматизмом.

Виды сигматизма: межзубный, губно-зубной, боковой, но­совой.

отсутствует характерный для фонемы [с] свист, а вместо него слышится более низкий сла­бый шум. Отмечаются следующие нарушения артикуляции: зубы разомкнуты примерно на межзубном сигматизме При 1 см, кончик языка просовы­вается между верхними и нижними резцами, передняя часть спинки образует плоскую щель с верхними резцами, посере­дине средней части спинки не образуется желобок, боковые края языка опущены, воздушная струя теплая, рассеянная.

Нарушения артикуляции при губно-зубном сигматизме: нижняя губа сближена с верхними резцами, нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены, кончик языка оттянут от нижних резцов, передняя и средняя части спинки опущены и слегка отодвинуты назад, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, воздушная струя более рассеян­ная, проходит через сужение между нижней губой и верхни­ми резцами. Акустический эффект при искажении свистя­щих звуков [с], [с'], [ц], близок к звуку [ф], а для [з] характе­рен оттенок звука [в]. Это происходит в связи с тем, что в образовании щели, кроме языка, участвует нижняя губа, сбли­женная с верхними резцами.

При носовом сигматизме зубы разомкнуты; кончик языка оттянут вглубь рта; передняя часть спинки опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов; средняя часть спинки оттянута назад, а задняя ее часть поднята и примы­кает к мягкому нёбу; боковые края языка опущены; воздуш­ная струя проходит через нос; мягкое нёбо опущено, в ре­зультате чего образуется щель между нёбом и задней стен­кой глотки; звук [с] заменяется шумом, напоминающим храп; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок.

При боковом сигматизме выдыхаемая струя воздуха про­ходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края язы­ка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и перед­няя часть спинки образуют смычку с резцами, альвеолами. При такой артикуляции вместо свистящих звуков слышится своеобразный хлюпающий шум.

Виды парасигматизма: призубный и шипящий.

При призубном парасигматизме зубы разомкнуты; кон­чик языка сомкнут с верхними резцами, передняя часть спин­ки сомкнута с альвеолами; средняя часть спинки опущена; желобок не образуется; боковые края языка прилегают к верх­ним коренным зубам; воздушная струя толчкообразная. Слы­шится звук типа взрывного [т] при звонком [д]. При звуке [ц] артикуляция его упрощается, и он становится одноэлемент­ным, произносится как [с] или [т].

При шипящем парасигматизме язык принимает артику­ляцию, характерную для звука [ш], или артикуляцию смяг­ченного шипящего звука, напоминающего укороченный [ш]. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы слегка приоткрыты, видны верхушки резцов; кончик языка опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние дес­ны; передняя часть спинки напряжена, выгнута; желобок не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами; воздушная струя растекается по всей по­верхности языка.

                                                                  продолжение следует...

                                                               Учитель – логопед МБДОУ № 201 Мулерова С.А.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (24.05.2013)
Просмотров: 3832 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz