Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 05:59

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для родителей учителя - логопеда "Воспитание слуховой дифференциации звуков у дошкольников"

                  Работа над воспитанием   слуховой дифференциации звуков речи обычно начинается «издалека». Сначала убедитесь в том, что Ваш ребенок хорошо различает на слух такие непохожие на слух неречевые звуки, как гудок машины, тиканье часов, мяуканье кошки, телефонный звонок, лай собаки, шуршание бумаги, шум дождя и т.д. Во всех этих случаях ребенок должен просто уметь соотнести слышимый им звук с соответствующим предметом. С этой целью, услышав за окном, например, гудок машины, лай собаки или карканье вороны, спросите ребенка о том, кто (или что) издает этот звук («КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»). При выполнении таких заданий необходимо соблюдение основного условия: ребенок не должен видеть предметы или животных, которые издают звуки. В норме большинство этих звуков различаются детьми в возрасте около года или даже несколько раньше, о чем можно догадаться по реакции детей на эти звуки.

                    Если 2-3 летний ребенок затрудняется в различении даже непохожих один на другой неречевых звуков, то с их слуховой дифференциации и следует начинать работу с ним. Более сложные задания предлагать пока бессмысленно. 

                      Далее проверьте, может ли ребенок различать однотипные звуки по силе, высоте и длительности звучания. По сравнению с предыдущей, это уже более сложная задача, поскольку она требует значительно более тонкой слуховой дифференциации. Ребенок, различающий похожие звуки по их силе и высоте, должен узнавать и знакомых ему людей по голосу.

                    Как для проверки, так и для проведения тренировочных упражнений можно использовать следующие игры и задания.

  1. «Близко или далеко?»

Ребенок стоит на некотором расстоянии от Вас, повернувшись к Вам спиной. Вы произносите одну или несколько фраз то громко, то тихо. Он должен определить, близко или далеко вы от него находитесь (С тихим звучанием голоса условно связывается более далекое расстояние, с громким – более близкое). Это упражнение позволяет выяснить возможность дифференциации звуков по их силе.

  1. «Кто из медведей?»

                                                              1

Прочитав «в лицах» сказку «Три медведя», попросите ребенка повернуться к вам спиной. После этого поочередно имитируйте голоса то Михайлы Иваныча, то Настасьи Петровны, то Мишутки. Ребенок должен определить, кому из медведей принадлежит голос. Упражнение позволяет проверить возможность различения звуков по высоте.

  1. «Взрослый или детеныш?»

Имитируя голоса животных, одно и тоже звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности то более низким, то более высоким(«тоненьким») голосом. Ребенок должен определить, кошке или котенку принадлежит этот голос. То же самое и с голосами других животных. Это задание, как и предыдущее рассчитано на различение звуков по высоте.

  1.  «Кто позвал?»

Ребенку предлагается завязать глаза ил встать к Вам спиной. После этого его поочередно называют по имени разные члены Вашей семьи (или другие дети, знакомые). Он должен узнать по голосу, кто его позвал.

  1. «Долгий или короткий»

Имитируя попеременно то продолжительный, то короткий звук гудка (У-У-У-У-У-У или У-У-У), предложите ребенку каждый раз определять, долгий или короткий был гудок. Как видим, это упражнение позволяет выявить возможность различения ребенком кратких и продолжительных звучаний. Владение этим умением помимо облегчения дифференциации звуков поможет ребенку в дальнейшем и в различении ударных и безударных слогов.

                     Если ребенок не справляется с этими заданиями, упражняйте его в их выполнении до тех пор, пока они не станут для него вполне доступными. И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступать к гораздо более сложным упражнениям- к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи. Теперь ребенок будет достаточно подготовлен к их различению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от друга по силе и ли громкости звучания (звонкие- глухие), по его высоте (мягкие-твердые) и продолжительности (в частности, один из различительных признаков звуков С и Ц – разная длительность их звучания: звук Ц нельзя «продлить»,

                                                                 2

мягкие звуки также несколько продолжительнее твердых).

К воспитанию у ребенка звуковой дифференциации звуков речи, лучше подойти «издалека».  Сначала условно отождествите не различаемые им по слуху звуки (например, С-Ш, З-Ж) с неречевыми звуками окружающей природы. Так, звук С можно отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, Ш- с шумом   леса при сильном ветре, Ж- с жужжанием жука, З- с писком комара.

                      Смысл этих отождествлений заключается в том, что Вам необходимо любыми возможными способами довести до сознания ребенка разницу в звучании тех звуков которые он не различает на слух. Ведь именно поэтому он и «путает» МИШКУ и МИСКУ, что самостоятельно не в состоянии уловить никакого различия между звуками С и Ш, а Ваша задача заключается в том, чтобы ему в этом помочь. Поэтому постарайтесь как можно яснее, вплоть до утрирования, подчеркнуть имеющиеся между звуками различия. Для облегчения стоящей перед Вами задачи ниже приводятся четверостишия, в которых специально подчеркнуты основные различительные признаки сравниваемых звуков.

С-Ш

Водичка из крана бежит

Со звуком похожим на С,

А лес на ветру шумит-

В том шуме мы слышим Ш.

З-Ж

Звук Ж - это жук жужжит,

А З- то комар звенит.

Глуховато жуки жужжат,

Комары же звонко звенят.

Ш-Щ

На платье купили шёлк,

А ключик в замочке-щёлк.

Звук Ш очень плавно звучит,

А в Щ словно что-то трещит.       3

                При чтении этого текста важно голосом подчеркнуть плавность звучания звука Ш (ШЁЛК) и наличие некоторого «взрыва» при произнесении Щ (ЩЁЛК).

Ч-Щ

Звук ч слышен в слове «чай»,

А Щ- из слова «прощай».

«Черника» со звуком Ч,

А в «щётке» слышится Щ.

С-Ц

Звук С так похож на свист,

Он плавно, спокойно звучит,

Так с дерева падает лист,

А Ц как цокот копыт.

Звук С – словно солнечный свет,

Он ровно светит вокруг,

А Ц как цветения цвет,

Звук Ц обрывается вдруг.

                При чтении двух последних четверостиший постарайтесь создать у ребенка как бы осмысленный образ этих двух звуков (С-СВИСТ, Ц-ЦОКОТ). Одновременно обратите его внимание на возможность длительного, протяжного произнесения звука С (С…) и на невозможность продления звучания Ц (он действительно «обрывается вдруг»).

Р-Л

На Л – слабо плещутся волны,

 А Р- громкий грома раскат,

Те волны свободы полны,

А гром грохочет как град.

               В строчках, посвященных звуку Л, все слова звучат спокойно и плавно, своим звучанием как бы напоминая плавность волн. Строчки же,

                                                                4

посвященные звуку Р, имитируют гром, грохот, что нужно постараться подчеркнуть и голосом. Это поможет ребенку лучше уловить различие в звучании сравниваемых звуков.

Звонкие и глухие звуки

Звонкие звуки громко звучат,

В глухих же- лишь тихий шёпот.

С громкими звуками птицы кричат,

С глухими- волны слабый ропот.

             При наличии у ребенка звуковых замен, нужно позаботиться об их устранении. Дети 3-5 летнего возраста, научившись различать звуки на слух, чаще всего самостоятельно овладевают нужной артикуляцией на основе простого подражания правильной речи окружающих. Нужно только в течение некоторого времени стараться ясно и отчетливо произносить в присутствии ребенка как можно больше слов с этими звуками. Если же с усвоением правильной артикуляции звука возникли трудности, то необходимо обратиться за помощью к логопеду.

                                                            Список литературы:

Парамонова Л.Г. "Как подготовить ребёнка к школе",С-П, Дельта,1997, 378с

 

                                                          Учитель -логопед МБДОУ № 201

                                                           Мулерова С.А.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (18.06.2015)
Просмотров: 1222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz