Конструирование имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности, осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира (Л.И. Плаксина).
Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного (способность пространственного восприятия двумя глазами) и развития стереоскопического (объемного, глубинного) зрения.
Использование разных конструкторов при проведении педагогической коррекции помогает решать многие проблемы «амблиопичного глаза»: стимуляция цветом, формирование сенсорных эталонов формы, величины, цвета, пространственных отношений, развитие глазомера, идет познание во взаимодействии вещей в пространстве и т.д. Накапливается богатый сенсорный опыт, а эффективное использование двигательно-тактильной чувствительности в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
Конструктивная деятельность способствует целостному развитию ребенка, потому что ребенок думает, пока работают руки… (В.Г. Нечаева). Эволюция восприятия пространства ребенком начинается с действий, когда ребенок отыскивает сенсорный образ, осознает образование разных планов глубины. Формируется мыслительная деятельность (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом), развивается логическое мышление.
Сооружение построек позволяет удовлетворить потребность ребенка с нарушением зрения в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются… В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук.
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества коммуникабельной личности: умение договариваться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища или настоять на своем, формируется умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Успешно решаются задачи воспитания инициативы, активности, находчивости и развития их художественного вкуса.
"Дружные строители"
"Я умею строить многоэтажный дом"
"Мебель для матрёшек"
"Медведи Маша и Миша в Томской писанице"
"Мы построили самый большой зоопарк"
"На прогулке нам не скучно"
Сюжетно - ролевая игра "Дом"
"Создали условия для жизни домашних птиц"
"Заботливые работники зоопарка "Томская писаница""
Список литературы:
1.Крылова, Н.М. Лесенка успеха, или три грани научно-методической системы детского сада [Текст]: /Н.М.Крылова . - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
2. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности [Текст]: справочное пособие /Н. В. Шайдурова. – М.: Т Ц Сфера, 2009. – 128 с.
воспитатель Долгова Т.П. |