Успешное обучение ребенка в школе, его выкая самооценка и уверенность в своих силах часто зависят не только от того багажа знаний, который обеспечили ему педагоги и родители за весь период подготовки к школьной жизни, но и от уровня развития его речи. Очень часто нарушения звукопроизношения негативно влияют на процессы овладения ребенком чтением и письмом. Приводят к развитию дислексии и дисграфии. Поэтому воспитание правильного звукопроизношения - одна из самых важных задач при подготовке к школе. Для дифференциации поставленных звуков предлагается практический материал данной статьи.
Дифференциация звуков [Л ]- [ЛЬ ]
В слогах
Ла-ля, ла-ля-ла, лы-ли-лы.
Ло-лё, ла-ля-ла, лы-ли-лы.
Ал-аль, ал-аль-ал, уль-ул-уль.
Ыл-иль, оль-ол-оль, ел-ель-ел.
В словах
Ел-ель, пола-Поля.
Лог-лёг, был-быль, юла-Юля.
Угол-уголь, клык-клик.
В словосочетаниях
Зеленая лампа, ласковый мальчик, летний луг, веселая полька, золотой лист, смелый олень, шаловливый малыш, глупый великан.
В предложениях
Лена плавает. Коля заснул. Выросла Ель. Клоун развлекается. Выглянула луна. Прыгает лягушка.
В загадках
Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало. (Яблоко)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел(Бабочка)
В чистоговорках
Ла-ла-ла- куча мала.
Ля-ля-ля – во дворце у короля.
Ла-ла-ла вертится юла.
Ля-ля-ля теплая земля.
В пословицах
Не будь на слова лихим, а на работе плохим.
Сила народа сильнее ледохода.
В скороговорках
На лодке плыли Михаил и Лиля.
Этим летом я в лесу видел белку и лису.
В стихах
Голубке голубь угодил:
Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала…
Не только меня она напугала.
В текстах.
Валенки
Мы- валенки. Мы все лето пролежали в кладовке. Нас кусала противная моль. Нам было больно и страшно. Мы плакали, звали на помощь, но нас никто не слышал.
Настала зима. Наш хозяин надел нас на ножки, и мы вышли на улицу. Мы гуляли по пушистому снегу, катались с горки. Как было здорово! А когда вернулись домой, то очень устали и хотели спать. Нас уложили на теплую батарею. Там было уютно и нестрашно. Как было бы хорошо, если бы всегда была зима!
Литература
Алифанова Е.А. Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2014г.
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 2016г.
учитель - логопед Мулерова С.А |