Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 02:10

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения

Подавляющее большинство диагностических методик включают задание на определение уровня речевого развития, в т.ч. навыка владения связной речью.

Связная речь – такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.

Определение уровня развития связной речи может быть как самостоятельной задачей, так и инструментом для выявления уровня развития логического мышления. «Если у ребенка развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, то это говорит о хорошем уровне логического мышления» [2].

Одним из способов диагностики уровня развития речи является диагностика с использованием сюжетных картин. Это может быть одна картина или серия. Также часто в диагностических методиках присутствует такой вариант как рассказ о себе, или история из своей жизни на определенную тему.

Критериями оценки результатов такой диагностики служат:

  • использование средств связи между предложениями и структурными частями высказывания;
  • умение интонационно оформлять отдельное предложение и передавать смысловую законченность текста в целом;
  • уровень сформированности представления о структуре и функциях описательного текста.

Уровень сформированности навыка владения повествованием считается достаточным, если:

  • ребенок соблюдает последовательность изложения событий, четко представляет все структурные части повествования (начало, середина, конец);
  • умеет начинать высказывание, прибегая к разным зачинам (как-то раз, однажды, дело было зимой и т.п.);
  • умеет давать названия своему сочинению;
  • умеет составлять разные типы повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории).

При работе с единичной картинкой инструкция к заданию по проверке связной речи звучит следующим образом: «Рассмотри на картинке N. Скажи, какой он?» Оценка проводится по трехуровневой шкале. I уровень: ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. II уровень: рассказывает, опуская начало или конец. III уровень: перечисляет отдельные качества.

При работе с серией из 3-4 картинок, объединенных сюжетом, взрослый дает следующую инструкцию: «Рассмотри картинки, разложи их по порядку и составь рассказ». При работе с серией ребенок концентрирует свое внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей.

Оценка проводится аналогично. I уровень: ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности и составляет связный рассказ. II уровень: ребенок рассказывает с помощью взрослого. III уровень: ребенок перечисляет нарисованное на картинках.

Нарушение зрения детей сказываются, прежде всего, на их восприятии отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в реи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Для получения валидных результатов при работе с детьми с нарушением зрения необходимо адаптировать материал и непосредственно процедуру диагностики.

При подборе картинок необходимо учитывать особенности восприятия конкретного ребенка. Следует подбирать серии из 3ех картинок, где четко выражены начало действия, его развертывание и концовка; из 4, 5, где 1 и последняя – соответственно начало и конец. Обследование проводится строго индивидуально. Порядок предъявления картинок может варьироваться, но если проводится работа с серией картин, то целесообразно предъявлять ребенку все картинки для того, чтобы он мог самостоятельно выстроить правильную, с его точки зрения, последовательность.

Обязательно соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов. Объекты должны соотноситься с реальным цветом, а цветовой контраст должен составлять 80-95%. Также необходимо четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов. Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

Индивидуальное предъявление стимульного материала осуществляется с расстояния не более чем 30-35 см от глаз ребенка. Материал для фронтальной демонстрации не далее 1 м от глаз с дополнительным индивидуальным показом, картинки – на определенном фоне под углом 5-45 градусов относительно линии взора. Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. На доске следует размещать изображения размером не менее 10-15 см. располагать на доске объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме. В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Для детей с НЗ характерна аномалия синего и фиолетового цветов. Также рекомендуется учитывать типы зрительных нагрузок.

Старшим дошкольникам с визусом от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения со сходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Трудности связаны с восприятием с восприятием переднего и заднего планов. Отличительной особенностью этих детей являются трудности конвергенции, расслабления, релаксации. В ходе работы рекомендуются упражнения на расслабление конвергенции, направление взора вверх и вдаль.

Старшим дошкольникам с визусом от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Для четкого восприятия стимульного материала, предъявляемого вблизи, необходимы очки для близи, т.к. расходящееся косоглазие часто связано с миопической рефракцией. Рекомендуются упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь).

Итак, трудности возникновения связной речи у дошкольников с амблиопией и косоглазием обусловлены рядом причин:

  • Недостаточное использование сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом;
  • Обедненность предметных представлений, свойственная всем дошкольникам с особенностями в развитии;
  • Недоразвитие чувственной основы становления речи.

При этом развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

 

Источники:

  1. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. Планирование и конспекты. – М.: Сфера, 2006. – 256 с.
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана-Проф, 2010. – 288 с.

                                                          

                                                                                 учителя - дефектолога Кашеповой Н.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (21.05.2019)
Просмотров: 1691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz