Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 02:18

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Архив записей
Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Декабрь » 27 » Роль семьи в воспитании и социализации детей с нарушением зрения
12:26
Роль семьи в воспитании и социализации детей с нарушением зрения

Роль семьи в воспитании и социализации детей

 с нарушением зрения

 

         ...самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм

 

  Семья – важнейший из  феноменов, сопровождающий человека  в течение всей его жизни.  Значительность ее влияния на  личность, ее сложность, многогранность  и проблемность,  обуславливают  большое количество различных  подходов к изучению семьи,  а также определений, встречающихся  в научной литературе.

   Согласно определению Валентина Яковлевича Пилиповского,   семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Я работаю в ДОУ компенсирующего  вида. Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения.

Работа по просвещению родителей выстроена с учетом дифференцированного подхода (родителей волнуют разные вопросы воспитания детей).

Выстроена система по взаимодействию с родителями. Иными словами, разработано перспективное планирование. 

На мой взгляд, системность в работе с родителями предопределяет успешное развитие детей.

    В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, который, в свою очередь, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

     Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Современная стратегия  образования предполагает достижение нового качества – «системы универсальных знаний, умений, то есть ключевых компетенций», что предполагает достаточную социальную ориентированность, осмысленность выбора  сферы и вида деятельности, подготовленность для индивидуально и социально эффективного самоопределения. Современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т.е. создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье.  Решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье, совместное решение проблем.

  Основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения; социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.    Какую помощь необходимо оказывать родителям воспитанников  в вопросах социализации детей?

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. И в дошкольном возрасте (на стадии ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. Первичную информацию об окружающем мире ребенок получает именно в семье.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли.

Семейная гармония и взаимопонимание между супругами  напрямую влияет на восприятие детьми их семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей, где образцом будут семейные отношения отца и матери.

Самую первую информацию об окружающем мире ребёнок получает только в семье, где именно отец и мать  являются первыми, кто поставит ребёнка на путь социализации в обществе и тот факт, на сколько она будет успешной, зависит только от нас  самих (родителей), от их чуткости, терпения, грамотности, нравственности и образованности. Семья обеспечивает ребенку полноту ощущения детства и делает его жизнь радостной, насыщенной теплом, заботой, вниманием.

Семьи могут быть самые разные: однодетные и многодетные, в которой, кроме ребенка с ОВЗ, есть дети с нормативным развитием; полные или неполные – статистика показывает, что такие ситуации (отсутствие отца) – нередкое явление для семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Кроме того, родители ребенка могут сами иметь какие-то нарушения в развитии.

И, безусловно, тип семьи сказывается на социальном воспитании детей. Безусловно, роль семьи в социализации ребенка велика. Ведь семья -это уникальный социальный институт. в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Ребенок-дошкольник полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное "я" и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей и, естественно, их ценностных ориентаций. В детском саду мы учим ребенка быть добрым, отзывчивым и др., но если в семье это не подкрепляется примерами. а часто происходит наоборот, ребенок учится жить двойными стандартами. Поэтому работа с семьей просто необходима. Очень часто в помощи нуждаются именно родители, а не дети, просто они этого не понимают. А мы - специалисты -дошкольники должны им обязательно помогать. Дошкольное учреждение - это лишь помощник в воспитании малышей. а первые воспитатели ребенка - мать и отец! Их вклад в его развитие  трудно переоценить. Мудрая, проверенная веками, народная педагогика донесла до  сегодняшнего молодого поколения образ ответственного, оберегающего родительства: "На плечах отца держится мир", "Материнская молитва со дна моря поднимет". Я предвижу, что коллеги упрекнут меня в том, что не те сейчас родители. Да, много родителей беспечных, грубых, невоспитанных. Но есть и другие, кто "проживает" с ребенком его дошкольный период. И такие родители, к счастью, есть.

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями, предприятиями, учреждениями

Одним из первых и важных социальных институтов является семья. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Взаимодействие с семьёй,  входит в компетенцию всего педагогического коллектива /совместные праздники,  игры-соревнования, дни открытых дверей./

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является не новой, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «работа с родителями».

В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провоз­гласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, воз­ложила на них ответственность за качество образования своих детей. На­ряду с этим, часть родителей, активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современного обра­зования, инновационных процессов, в особенностях образовательной про­граммы детского сада, в тех программах, по которым работа­ют педагоги и воспитатели.

Но массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными стали дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям, реабилитационное направление в ДОУ для детей с отклонениями  в развитии и здоровье.

Появле­ние в семье ребёнка с нарушением зрения, независимо от характера и сроков его болезни, на­рушает весь ход жизни семьи.

Под воздействием рождения ребенка с нарушением зрения личность родителей приобретает своеобразные особенности. Родители по-разному формулируют свои проблемы, беспокоящие их в данный момент: ребёнок понимает свой дефект и стыдится своего дефекта, ребёнок не понимает своего дефекта, ребёнок не может и не умеет общаться с «другим» взрослым, не знает, как вести себя в различных ситуациях. У кого-то возникли трудности обучения, чьи-то дети стали грубыми и скрытными, кто-то никак не может заставить ребёнка помогать по дому, кто-то беспокоится, что сын или дочь  стали замкнутыми. Основная причина такого рода беспокойства ясна: родители жалуются на то, что отношения с собственными детьми стали формальными, исчезло обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений, радость общения.

Большинство публикаций, которые нам удалось найти, останавливают своё внимание на развитии ребёнка. А ведь речь идёт о помощи родителям, семье?!

1. Каковы же современные способы помощи семье, родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения?

2. Каковы возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения?

3. Каковы основные мотивы обращения родителей к специ­алистам по вопросам психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии?

4. Каковы принципы работы педагогического коллектива ДОУ с семьей?

Эта проблема  касается взаимодействия с родителями детей, обучающихся в ДОУ и имеющих нарушение зрения.

В ДОУ разработана программа деятельности по взаимодействию с родителями – «Моя семья».

При разработке этой программы для  дошкольного образовательного учреждения IV вида мы предположили, что внедрение её в педагогическую практику позволит обеспечить:

- удовлетворённость родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива;

-  активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ;

- положительную оценку деятельности ДОУ со стороны  родителей;

-  готовность и желание родителей помогать ДОУ;

- высокую степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

- переоценку себя как родителя, изменение взглядов родителей на дефект ребёнка, на родительско-детские взаимодействия; 

-   повышение уровня социального развития семьи (детей и родителей);

- осознание эффективности методов социального воспитания педагогами и воспитателями.

Цель:

Методическое и организационное обеспечение целенаправленной работы с родителями детей с нарушением зрения в структуре воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов.

 

Формирование у родителей активной и адекватной позиции в воспитании ребенка. Оказание комплексной, дифференцированной и индивидуальной  поддержки семье и родителям. Повышение    педагогической компетентности родителей.

 

Задачи:

 

1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений.

 

2. Разработка и реализация содержания комплексной программы помощи родителям и семьям «Моя семья» для проведения коррекционно-педагогической работы с родителями.

 

3. Включение родителей в реабилитационный процесс: комплексная индивидуальная и дифференцированная помощь родителям в развитии и коррекции ребенка, учитываю­щая уровень родительской мотивации и базо­вый уровень дефектологических представле­ний и знаний. Наличие обратной связи со стороны роди­телей

 

4. Коррекция дефектов семейного воспитания в родительских группах: реконструкция ис­каженных родительско-детских от­ношений. Приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обуче­ния.

 

5. Консультативная, профилактическая, информационная   помощь   семье.

 

А теперь давайте рассмотрим  формы взаимодействия ДОУ IV вида с семьями воспитанников

 

Формы взаимодействия с семьёй

 

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как семейный родительский клуб, в отличие от устаревших форм, типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Встречи направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. На встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: "Гендерное воспитание дошкольников"; "Роль отца в воспитание детей"; "Традиции семьи"; "Семейный отдых". Нами отмечено увеличение численности родителей посещающих родительский клуб. Что подтверждает заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. В клубе родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Фронтальная работа проводится со всеми родителями группы: групповая дискуссия, «круглый стол», «родительский тренинг».

Способы, форма и организация содержания работы с родителями в условиях ДОУ определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Создан  сайт   ДОУ. Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России. Обладая этим знанием, каждый родитель может развить в ребенке свойства, заложенные природой. Благодаря этому ребёнок вырастет полноценным, счастливым человеком, занимающим свое место в социуме.

                                       старший воспитатель МБДОУ № 201                                                           Масолова Л.В.

 

Просмотров: 2484 | Добавил: МДОУ201 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz