Роль семьи в воспитании и социализации
детей
с нарушением зрения
...самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать
ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был
детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку
– не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм
Семья – важнейший из феноменов,
сопровождающий человека в течение всей
его жизни. Значительность ее влияния
на личность, ее сложность,
многогранность и проблемность, обуславливают
большое количество различных
подходов к изучению семьи, а
также определений, встречающихся в
научной литературе.
Согласно определению Валентина Яковлевича Пилиповского, семья – малая социальная группа (ячейка)
общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском
союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и
детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и
ведущими общее хозяйство. Я работаю в ДОУ компенсирующего вида. Наш детский сад посещают дети с
различными нарушениями зрения.
Работа по просвещению родителей
выстроена с учетом дифференцированного подхода (родителей волнуют разные
вопросы воспитания детей).
Выстроена система по взаимодействию с
родителями. Иными словами, разработано перспективное планирование.
На мой взгляд, системность в работе с
родителями предопределяет успешное развитие детей.
В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего
поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой
социальный институт воспитания, который, в свою очередь, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка
невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность
несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду
или школе. Современная стратегия образования предполагает достижение нового
качества – «системы универсальных знаний, умений, то есть ключевых
компетенций», что предполагает достаточную социальную ориентированность,
осмысленность выбора сферы и вида
деятельности, подготовленность для индивидуально и социально эффективного самоопределения.
Современное общество остро нуждается в активно развивающихся,
самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором
содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка
является создание для него единого образовательного пространства. Единое
образовательное пространство – это пространство, в рамках которого
осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского
сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между
педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т.е. создание
оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье. Решение общих задач воспитания и развития
ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье,
совместное решение проблем.
Основой
обеспечения качества дошкольного образования могут служить:
взаимодействие участников
образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней
среды дошкольного образовательного учреждения; социальное партнерство в форме
разноплановых социокультурных связей ДОУ.
Какую помощь необходимо оказывать родителям воспитанников в вопросах социализации детей?
На каждом этапе развития личности
доминирующим является определенный институт социализации. И в дошкольном
возрасте (на стадии ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую
роль семьи. Первичную информацию об окружающем мире ребенок получает именно в
семье.
Главным способом семейной социализации является копирование
детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение
роли.
Семейная гармония и взаимопонимание
между супругами напрямую влияет на
восприятие детьми их семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей
семьей, где образцом будут семейные отношения отца и матери.
Самую первую информацию об окружающем
мире ребёнок получает только в семье, где именно отец и мать
являются первыми, кто поставит ребёнка на путь социализации в обществе и
тот факт, на сколько она будет успешной, зависит только от нас самих (родителей), от их чуткости, терпения,
грамотности, нравственности и образованности. Семья обеспечивает ребенку полноту
ощущения детства и делает его жизнь радостной, насыщенной теплом, заботой,
вниманием.
Семьи могут быть самые разные:
однодетные и многодетные, в которой, кроме ребенка с ОВЗ, есть дети с
нормативным развитием; полные или неполные – статистика показывает, что такие
ситуации (отсутствие отца) – нередкое явление для семей, воспитывающих детей с
ОВЗ. Кроме того, родители ребенка могут сами иметь какие-то нарушения в
развитии.
И, безусловно, тип семьи сказывается
на социальном воспитании детей. Безусловно, роль семьи в социализации ребенка велика. Ведь
семья -это уникальный социальный институт. в котором начинается формирование
ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Ребенок-дошкольник
полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное
"я" и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму
суждений, оценок, поступков родителей и, естественно, их ценностных ориентаций.
В детском саду мы учим ребенка быть добрым, отзывчивым и др., но если в семье
это не подкрепляется примерами. а часто происходит наоборот, ребенок учится
жить двойными стандартами. Поэтому работа с семьей просто необходима. Очень
часто в помощи нуждаются именно родители, а не дети, просто они этого не
понимают. А мы - специалисты -дошкольники должны им обязательно помогать. Дошкольное
учреждение - это лишь помощник в воспитании малышей. а первые воспитатели
ребенка - мать и отец! Их вклад в его развитие
трудно переоценить. Мудрая, проверенная веками, народная педагогика
донесла до сегодняшнего молодого
поколения образ ответственного, оберегающего родительства: "На плечах отца
держится мир", "Материнская молитва со дна моря поднимет". Я
предвижу, что коллеги упрекнут меня в том, что не те сейчас родители. Да, много
родителей беспечных, грубых, невоспитанных. Но есть и другие, кто
"проживает" с ребенком его дошкольный период. И такие родители, к
счастью, есть.
Современный детский сад – это
социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями,
предприятиями, учреждениями
Одним из первых и важных социальных
институтов является семья. В настоящее время взаимодействие с родителями
воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений
воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.
Взаимодействие с
семьёй, входит в компетенцию всего
педагогического коллектива /совместные праздники, игры-соревнования, дни открытых дверей./
Проблема
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является не
новой, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в
литературе как «работа с родителями».
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма
провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила
на них ответственность за качество образования своих детей. Наряду с этим,
часть родителей, активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается
разобраться в сущности современного образования, инновационных процессов, в
особенностях образовательной программы детского сада, в тех программах, по
которым работают педагоги и воспитатели.
Но массовый охват родителей одинаковыми формами работы
малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными стали
дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье,
родителям, реабилитационное направление в ДОУ для детей с отклонениями в развитии и здоровье.
Появление в семье ребёнка с нарушением зрения,
независимо от характера и сроков его болезни, нарушает весь ход жизни семьи.
Под воздействием рождения ребенка с нарушением
зрения личность родителей приобретает своеобразные особенности. Родители
по-разному формулируют свои проблемы, беспокоящие их в данный момент: ребёнок
понимает свой дефект и стыдится своего дефекта, ребёнок не понимает своего
дефекта, ребёнок не может и не умеет общаться с «другим» взрослым, не знает,
как вести себя в различных ситуациях. У кого-то возникли трудности обучения,
чьи-то дети стали грубыми и скрытными, кто-то никак не может заставить ребёнка
помогать по дому, кто-то беспокоится, что сын или дочь стали замкнутыми. Основная причина такого
рода беспокойства ясна: родители жалуются на то, что отношения с собственными
детьми стали формальными, исчезло обыкновенное взаимопонимание, теплота
отношений, радость общения.
Большинство
публикаций, которые нам удалось найти, останавливают своё внимание на развитии
ребёнка. А ведь речь идёт о помощи родителям, семье?!
1. Каковы же
современные способы помощи семье, родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением
зрения?
2. Каковы возможные способы организации и содержание работы с родителями
в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения?
3. Каковы основные мотивы обращения родителей к
специалистам по вопросам психолого-педагогической помощи детям с отклонениями
в развитии?
4. Каковы принципы работы педагогического
коллектива ДОУ с семьей?
Эта проблема касается
взаимодействия с родителями детей, обучающихся в ДОУ и имеющих нарушение
зрения.
В ДОУ разработана программа деятельности по взаимодействию с родителями –
«Моя семья».
При разработке этой программы для дошкольного образовательного
учреждения IV вида мы предположили, что внедрение её в педагогическую практику
позволит обеспечить:
-
удовлетворённость родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива;
- активное взаимодействие родителей и
сотрудников ДОУ;
- положительную оценку деятельности ДОУ со
стороны родителей;
- готовность и желание родителей
помогать ДОУ;
- высокую степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди
родителей;
- переоценку
себя как родителя, изменение взглядов родителей на дефект ребёнка, на
родительско-детские взаимодействия;
- повышение уровня социального развития семьи
(детей и родителей);
- осознание
эффективности методов социального воспитания педагогами и воспитателями.
Цель:
Методическое и
организационное обеспечение целенаправленной работы с родителями детей с
нарушением зрения в структуре воспитательно-образовательного и
коррекционно-развивающего процессов.
Формирование у родителей активной и адекватной позиции в
воспитании ребенка. Оказание комплексной, дифференцированной и
индивидуальной поддержки семье и
родителям. Повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений.
2. Разработка и реализация
содержания комплексной программы помощи родителям и
семьям «Моя семья» для проведения коррекционно-педагогической работы с
родителями.
3. Включение родителей в реабилитационный
процесс: комплексная индивидуальная и
дифференцированная помощь родителям в развитии и коррекции ребенка, учитывающая уровень родительской
мотивации и базовый уровень дефектологических представлений и знаний. Наличие
обратной связи со стороны родителей
4. Коррекция дефектов семейного воспитания в
родительских группах: реконструкция искаженных
родительско-детских отношений. Приоритет той или иной формы работы в различные периоды
коррекционного обучения.
5. Консультативная, профилактическая,
информационная помощь семье.
А теперь давайте рассмотрим
формы взаимодействия ДОУ IV
вида с семьями воспитанников
Формы взаимодействия с семьёй
Хорошо
зарекомендовала себя такая форма работы как семейный родительский клуб, в
отличие от устаревших форм, типа родительских собраний, где общение основано по
схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьёй на принципах
добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
Встречи
направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и
помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. На
встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: "Гендерное
воспитание дошкольников"; "Роль отца в воспитание детей";
"Традиции семьи"; "Семейный отдых". Нами отмечено увеличение
численности родителей посещающих родительский клуб. Что подтверждает
заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. В клубе родителей
объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку.
Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Фронтальная работа
проводится со всеми родителями группы: групповая дискуссия, «круглый стол»,
«родительский тренинг».
Способы, форма и
организация содержания работы с родителями в условиях ДОУ определяются степенью
их готовности к сотрудничеству.
В работе с родителями используются
электронные средства коммуникации. Создан
сайт ДОУ. Основным мотивом
посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача
активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и
психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать
родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по
болезни, или другим причинам.
Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим
условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает
значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в
конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и
появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на
хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада
для всестороннего развития гражданина России. Обладая этим знанием, каждый
родитель может развить в ребенке свойства, заложенные природой. Благодаря этому
ребёнок вырастет полноценным, счастливым человеком, занимающим свое место в
социуме.
старший воспитатель МБДОУ № 201 Масолова Л.В.
|