Чтобы избежать
появления недостатков произношения (либо смягчить их характер и
облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься
артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Потому что недостатки произношения отягощают
эмоционально - психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться
со сверстниками.
Главная мышца органов
речи - язык. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением.
Вначале детей учат выполнять статические упражнения, цель которых -
разогреть мышцы артикуляционного аппарата для последующей работы. Основная
трудность при выполнении статических
упражнений - удержание артикуляционной позы
в течение некоторого времени, что требует согласованной работы зрительного и
кинестетического анализаторов. С этой целью широко можно использовать
занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички,
бусы, камушки и т.д.
Затем детей
знакомят с динамическими упражнениями:
«Лошадка», «Маляр», «Почистим зубки», «Варенье» и др. Дети учатся
контролировать движения артикуляции вначале
посредством подражания взрослым, потом - перед зеркалом. Взрослый
обращает внимание на характер движений (быстро, медленно, ритмично, чётко, спокойно), на положение органов артикуляции
(за зубками, на верхней или нижней губе,
вперёд- назад, вверх-вниз).
В старшем дошкольном
возрасте детей знакомят с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка, им
становится доступно выполнение более
сложных артикуляционных упражнений: «Гармошка», «Чашечка», «Лопаточка»,
«Трубочка» и др.При выполнении артикуляционных упражнений необходимо
придерживаться следующих рекомендаций:
— упражнения выполняются перед завтраком или
после ужина спустя 1,5—2 ч. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2—3
раза;
— в
зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения
выполняются от 2—3 до 5— 6 дней в неделю;
— необходимо сочетать статические и
динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и
закрепление правильного звукопроизношения;
— при
выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс
гимнастики;
— каждое упражнение повторяется 5—6 раз с
постепенным увеличением темпа движений;
— перед
выполнением артикуляционных используются упражнения на развитие дыхания и
голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового
восприятия.
Артикуляционная гимнастика
позволяет выработать положение органов речевого аппарата (языка, губ, мягкого
нёба и др.), необходимое для овладения правильным звукопроизношением.
Подобранные игры и упражнения можно
проводить, начиная с четырехлетнего возраста. В этот возрастной период
уточняется и закрепляется произношение таких звуков, как: [м]-[м'], [п]-[п'],
[б]-[б'], [т]-[т'], [д]-[д'], [н]-[н'], [к]-[к'], [г]-[г'], [х]-[х'], [ф]-[ф'],
[в]-[в'], [с]-[С'], [з]—[з'], [ц]. С детьми пяти лет проводится работа над
звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [л]—[ л'], [р]—[р']. Каждый звук уточняется
сначала изолированно, потом в слогах, словах и, наконец, во фразах. Важно учить
ребенка не только правильному произношению, но и умению находить заданный звук
среди других звуков, что будет способствовать формированию фонематического
слуха. После каждого занятия вместе с ребенком можно подобрать картинки, в
названиях которых слышится заданный звук.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных
гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о весёлом язычке», в интересной
форме рассказывающие о приключениях героя. Сочетание сказочного сюжета и
разнообразных артикуляционных упражнений позволяют оптимизировать
логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения.
Комплекс артикуляционной гимнастики «Веселые приключения Язычка»
Как
Язычок пил чай с друзьями
Подготовительные
артикуляционные упражнения
1. «Трубочка» (свернуть боковые края языка в
виде «трубочки» и удерживать под счет до 5).
2. «Варенье» (круговыми движениями языка
облизать губы: сначала слева направо, затем справа налево, по 5 раз в каждую
сторону).
3. «Чашечка» (рот открыт, загибать боковые края
языка вверх, удержать под счет до 5).
Задачи:
— продолжать учить удерживать широко открытый
рот под счет до 5;
— закреплять правильную артикуляцию звуков
[п], [с], [ш],
[т], [Ц];
— учить сворачивать язык в виде «трубочки» и
удерживать
губами;
— делать упражнение «Чашечка».
Взрослый:
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на
чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удерживать под
счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами
вперед-назад). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (открыть
широко рот и удержать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и
пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы,
послышится глухой звук [п] ). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить
пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между
губами, получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил
Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и
поставил их в печь (открыть широко рот и удержать под счет до 5).
Потом
Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть
боковые края, чтобы получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться
и произнести: «С-с-с-с» ) и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться
и произнести: «Ш-ш-ш-ш» ). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть
широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась
свернутая трубочка).
Вдруг
кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т-т»). Это пришли гости: Мишутка
(надуть щеки и удерживать под счет до 5), Лисичка-пушистый хвостик (положить
широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх), Белочка-прыгунья
(улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), Зайка-побегайка (закусить
нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы). Усадил
Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот
открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть
широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая
«Трубочка»).
Вопросы
для беседы:
• Кого
решил пригласить Язычок на чаепитие?
• Как Язычок приготовил тесто для пирожков?
• С чем были пирожки?
• Сколько чашек достал Язычок?
• Кто из
друзей пришел в гости к Язычку?
Как
Язычок отмечал день рождения
Подготовительные
артикуляционные упражнения
1.
«Часики» (рот приоткрыт, ритмично двигать языком слева направо под счет до 5).
2. «Варенье».
3. «Трубочка».
4.
«Футбол» (рот закрыт, губы сомкнуты, упираться кончиком языка то в одну щеку,
то в другую).
5. «Лопаточка» (открыть рот, высунуть широкий
язык и удержать под счет до 5).
Задачи:
— учить
двигать языком вверх и вниз, вправо и влево;
— удерживать широкий язык под счет до 10;
— развивать щечные мышцы.
Взрослый: Сегодня у Язычка был день рождения, и родные
решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться
в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (произносить «Ж-ж-ж-ж» ). Старшая
сестренка стала вытирать пыль со шкафов (двигать языком вправо-влево по
верхней губе). Кот Тимофей ходил по дому и вилял пушистым хвостом, будто
помогал готовиться к празднику (улыбнуться, язык дотрагивается сначала до
верхних зубов, потом до нижних). Вскоре папа свернул ковры в трубочку (боковые
края загнуты, образуя трубочку) и начал мыть полы (облизать губы сначала
слева направо, потом справа налево).
Когда все
в доме заблестело, из магазина вернулась мама. Она купила муку, яйца, сахар и
молоко. Вся семья стала помогать готовить торт к празднику. Замесили тесто (упираться
языком в левую и правую щеки). Из крема сделали маленькие розочки (5
раз втянуть щеки между зубами и в конце удерживать под счет до 10). Поставили
торт в печь выпекаться (вдохнуть носом, открыть рот и произнести «Ха»,
повторить 10 раз). Через несколько минут получился большой, красивый торт (рот
открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10).
Мама и
дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала
левую, потом правую щеку). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с
собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал побольше воздуха и
задул все свечи (вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз). Весело
и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем
рождения.
Вопросы
для беседы:
•Какой
праздник был у Язычка?
• Как
родные готовились к празднику?
• Что
делал папа, сестренка, кот Тимофей?
• Какие продукты купила мама в магазине?
• Какое
угощение стали готовить на день рождения Язычка?
• Чем
украсили комнату?
• Откуда
вернулся Язычок?
• Как праздновали день рождения Язычка?
учитель - логопед МБДОУ № 201 Мулерова С.А.
|