Прекрасным способом формирования и развития речи дошкольника являются пальчиковые игры. Примечательно то, что чаще всего они представлены в стихотворной форме. Стихи легко запоминаются и увлекают детей.
Пальчиковые игры - это отличная возможность в увлекательной форме прививать детям культурно-гигиенические навыки («Моем руки», «Чистим зубки», «Мы хотим пойти гулять, надо брюки надевать…»), расширять кругозор, формировать элементарные представления о жизни и повадках животных («Кошка», «Сидит белка на тележке», «Зайка прыгал и скакал»), труде взрослых («Стирка», «Компот», «Однажды хозяйка с базара пришла», «У Лариски- две редиски»), явлениях природы («Зимние забавы», «Капель», «Лето») и т.д.
«Выполнение упражнений и ритмических движений пальцев индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулируют развитие речи». Это доказано специалистами из области медицины, педагогики и психологии. Дети учатся быть внимательными и правильно распределять своё внимание, выполняя упражнения. Таким образом, усиливается контроль за выполнением движений, речь становится более чёткой и ритмичной.
Существует ряд правил, которыми нужно руководствоваться при обучении ребёнка пальчиковым играм:
- Пальчики нужно подготовить, предварительно «разогрев» их, то есть провести разминку (сгибание-разгибание пальцев, потереть ладошки).
- Неспешное и чёткое проговаривание игры.
- Медленный показ и объяснение позы пальцев и соответствие их тексту (на стадии разучивания).
- В случае затруднений у ребёнка необходимо помочь ему, взяв его пальчики в свои руки и выполнив упражнение вместе.
- Систематичное, ежедневное проигрывание упражнений по несколько минут.
В системе работы педагогов МБДОУ 201 «Детский сад компенсирующего вида» пальчиковые игры играют немаловажную роль. Создана картотека пальчиковых игр в соответствии с возрастом и лексическими темами. Играем и в группе, и на улице, и во время занятий, и вне их, при проведении режимных моментов, при организации подвижных игр и пр. Чем старше ребенок, тем сложнее игра, то есть обязательно учитываются возрастные особенности детей.
«Левое полушарие во время игры отвечает за словесную речь, а правое полушарие отвечает за развитие фантазии и воображения. Когда связь между ними крепкая, нервные импульсы будут проходить чаще и быстрей, тем самым активизироваться мышление и внимание ребенка». Таким образом, мы решаем одновременно несколько существенных задач, стимулируя познавательную и творческую активность ребёнка. Кроме того, мы готовим руку ребёнка к овладению навыков письма, ведь в процессе игры кисти рук и пальцы становятся сильными, гибкими, крепкими.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому, если хотите, чтобы Ваш ребёнок хорошо говорил, развивайте его пальчики. Совместные пальчиковые игры – это еще один из вариантов радостного общения с близкими людьми!
Литература:
1.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
3.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыре.Много мебели в квартире"
Пальчиковая игра "Ладошки"
Пальчиковая игра "Моя семья"
Пальчиковая игра "Замок"
Пальчиковая игра "Мамины помощники"
Пальчиковая игра "Насекомые"
Воспитатель второй младшей группы
Лучина Н.В.
|