Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 01:35

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  




В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22
























Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ситуативно-деловое общение со взрослым как фактор развития активной речи у детей

      К концу первого года жизни ребенок, развивающийся соответственно своему возрасту, демонстрирует наличие всех необходимых навыков для активизации речи как основного средства общения. Он усвоил связь между некоторыми предметами или действиями и их словесным обозначением: правильно отыскивает взглядом, указывает рукой, берет или дает называемый взрослым предмет, выполняет с ним требуемое действие. Немного позже ребенок научается артикулировать простые слова и охотно повторяет их за взрослым, когда тот просит его сказать или повторить. Следовательно, имеется достаточно развитый фонематический слух, навык установления связи предметов и действий с их вербальным обозначением и умение (хотя и несовершенно) артикулировать многие слова. Т.е. у ребенка есть все необходимое, чтобы заговорить, но в фазе, переходной от невербального общения к вербальному он еще некоторое время не прибегает к речи по своей инициативе. Сегодня можно говорить о значительной пролонгации этого периода, что часто приводит к необратимым последствиям. Часто к специалистам обращаются родители трех-, четырехлетних детей с типичными жалобами: ребенок гулил, лепетал, было звукоподражание, вовремя начал говорить первые слова, но потом как-то незаметно процесс речевого развития прекратился.

         Первым специалистом по развитию речи, к которому обращаются родители - это логопед. Но для того, чтобы понять, отчего не говорит ребенок, имеющий речевой слух и способный продуцировать речевые звуки, необходимо выйти за рамки изучения речевого аппарата как такового и понятия речевого развития вообще. В случае исключения проблем сенсорного (фонематический слух) и двигательного (артикуляционный механизм) характера, логично предположить, что факторы, определяющие переход ребенка к активной речи, действуют в сфере его общения с окружающими взрослыми людьми. Основополагающим элементом, который провоцирует запуск и дальнейшее развитие речи ребенка является особая форма поведения взрослого человека. Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: оно включает деловое общение и практическое взаимодействие по поводу предмета. Возникновение речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Слово «деловое» подразумевает не тон и не «умные и важные» темы для разговоров, а отношение к ребенку как к равному себе человеку, отдельной личности, с пониманием уровня его развития и того, какой язык будет ему на данном этапе понятен. Взрослый становится посредником между ребенком и желанными и при этом недоступными по разным причинам предметами, действиями, событиями. Ребенку приходится прикладывать колоссальные усилия воли, чтобы отвлечься от предмета и объяснить-таки каким-то образом взрослому человеку, что именно ему нужно. Не показать (!), а именно объяснить. Взрослый, понимающий «язык жестов», воспитывает детей, общающихся только на этом языке. Самым главным фактором, провоцирующим ребенка на использование речи, является именно его стремление к вхождению в мир взрослых людей. Активное взаимодействие ребенка и взрослого – это одновременно и цель ребенка (в случае нормально складывающейся коммуникации и сохранении мотивации на общение) и средство, а точнее, необходимое условие для развития речи.

        Следовательно, можно говорить о том, что при задержке речевого развития не стоит, конечно, откладывать консультацию со специалистом для того, чтобы, по крайней мере, исключить сенсорный и артикуляционный компоненты. Но параллельно, а часто и в первую очередь стоит проанализировать, не является ли проблема с речью отражением существующих взаимоотношений взрослого и ребенка. Возможно, если попробовать перестроить эти отношения, то появится и потребность, а там и желание поговорить…

 

Учитель-дефектолог: Кашепова Н.С.

 

Источники:

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985. – 208с..

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (27.12.2018)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz













  • Жми на картинку или переходи по ссылке

























    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС









    КОНКУРС РИСУНКОВ
    "Суворов в кино",
    подробности здесь:






    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz