К концу первого года жизни ребенок, развивающийся соответственно своему возрасту, демонстрирует наличие всех необходимых навыков для активизации речи как основного средства общения. Он усвоил связь между некоторыми предметами или действиями и их словесным обозначением: правильно отыскивает взглядом, указывает рукой, берет или дает называемый взрослым предмет, выполняет с ним требуемое действие. Немного позже ребенок научается артикулировать простые слова и охотно повторяет их за взрослым, когда тот просит его сказать или повторить. Следовательно, имеется достаточно развитый фонематический слух, навык установления связи предметов и действий с их вербальным обозначением и умение (хотя и несовершенно) артикулировать многие слова. Т.е. у ребенка есть все необходимое, чтобы заговорить, но в фазе, переходной от невербального общения к вербальному он еще некоторое время не прибегает к речи по своей инициативе. Сегодня можно говорить о значительной пролонгации этого периода, что часто приводит к необратимым последствиям. Часто к специалистам обращаются родители трех-, четырехлетних детей с типичными жалобами: ребенок гулил, лепетал, было звукоподражание, вовремя начал говорить первые слова, но потом как-то незаметно процесс речевого развития прекратился.
Первым специалистом по развитию речи, к которому обращаются родители - это логопед. Но для того, чтобы понять, отчего не говорит ребенок, имеющий речевой слух и способный продуцировать речевые звуки, необходимо выйти за рамки изучения речевого аппарата как такового и понятия речевого развития вообще. В случае исключения проблем сенсорного (фонематический слух) и двигательного (артикуляционный механизм) характера, логично предположить, что факторы, определяющие переход ребенка к активной речи, действуют в сфере его общения с окружающими взрослыми людьми. Основополагающим элементом, который провоцирует запуск и дальнейшее развитие речи ребенка является особая форма поведения взрослого человека. Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: оно включает деловое общение и практическое взаимодействие по поводу предмета. Возникновение речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Слово «деловое» подразумевает не тон и не «умные и важные» темы для разговоров, а отношение к ребенку как к равному себе человеку, отдельной личности, с пониманием уровня его развития и того, какой язык будет ему на данном этапе понятен. Взрослый становится посредником между ребенком и желанными и при этом недоступными по разным причинам предметами, действиями, событиями. Ребенку приходится прикладывать колоссальные усилия воли, чтобы отвлечься от предмета и объяснить-таки каким-то образом взрослому человеку, что именно ему нужно. Не показать (!), а именно объяснить. Взрослый, понимающий «язык жестов», воспитывает детей, общающихся только на этом языке. Самым главным фактором, провоцирующим ребенка на использование речи, является именно его стремление к вхождению в мир взрослых людей. Активное взаимодействие ребенка и взрослого – это одновременно и цель ребенка (в случае нормально складывающейся коммуникации и сохранении мотивации на общение) и средство, а точнее, необходимое условие для развития речи.
Следовательно, можно говорить о том, что при задержке речевого развития не стоит, конечно, откладывать консультацию со специалистом для того, чтобы, по крайней мере, исключить сенсорный и артикуляционный компоненты. Но параллельно, а часто и в первую очередь стоит проанализировать, не является ли проблема с речью отражением существующих взаимоотношений взрослого и ребенка. Возможно, если попробовать перестроить эти отношения, то появится и потребность, а там и желание поговорить…
Учитель-дефектолог: Кашепова Н.С.
Источники:
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985. – 208с.. |