Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 17.11.2018, 14:30

МБДОУ 201 г. Кемерово

Меню сайта

Поиск
Вход на сайт
Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развиваем у детей чувство родного языка

 

Задумывались ли Вы когда-нибудь, над тем, почему одни дети грамотно пишут, а другие, хотя и вызубрят наизусть правило правописания, все равно делают ошибки при письме? Кто-то может подумать, что недостаточно правило выучить, надо ещё и понять. Видимо правило важно чувствовать, слышать. Как его можно «почувствовать»? Ответ прост: иметь чувство родного языка. Многим оно знакомо на собственном примере, еще со школьных времен. Есть люди, не знающие наизусть то или иное правило, но пишущие грамотно, чувствующие, какие окончания надо писать в словах, какие слова писать слитно, а какие раздельно.

Ничто не мешает у ребенка ещё дошкольного возраста развить фонематический слух, чувство ритма и рифмы. Особенно полезны разнообразные речевые игры детям с нарушением речи, поскольку у них страдает чувство ритма и мелодики родного языка, недостаточно развит словарный запас. Логопеды, работающие в детском саду, прикладывают много усилий для формирования фонематического слуха и звукового анализа слова. Предложенные игры помогут Вашему ребенку сформировать определенные навыки, развить чувство родного языка, что является залогом грамотного письма, и позволит ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Найди, где спрятался слог

Взрослый предлагает определить местоположение (в начале, в середине, или в конце слова) слогов:

«ба»: баня, кабан, барыня, труба, верба, шуба;

«ко»: конь, заколка, козы, далеко, кошка;

«ла»: ластик, булавка, стрела, ласточка, палатка.

Подобным образом можно предлагать другие слоги и придумывать с ребенком множество слов.

Придумай слова на заданный слог.

Взрослый просит придумать слова, начинающиеся на заданный слог. Например, на слог «ко» (кот, конь, кошка, Коля), «ру» (руки, ручка, рубашка, рукавицы), «ло»( лошадь, локоть, ложка, логово).

Вариант 2.

Взрослый просит подобрать слова, заканчивающиеся на заданный слог в чистоговорках.

Са, са, са - вот летит…(оса).

Су, су, су - мы видели…(лису).

Со, со, со - у Сони…(колесо).

Сы, сы, сы- у дедушки… (усы).

Вариант 3.

(самый сложный, использование которого зависит от возраста и уровня развития ребенка, а главное- от объема его словарного запаса).

Взрослый просит детей придумать слова, в который заданный слог находился бы в середине слова. Например, слог «бо» (работа, забота), «со» (носочек, песочница, высокий), «то» (Антошка, картошка). «ру» (кукуруза, карусель).

Придумай больше слов.

Эта игра поможет увеличить предметный словарь, словарь признаков и действий. Прежде чем начать играть, взрослый знакомит ребенка с тем, что слова бывают разные: слова-предметы, слова-действия и слова-признаки. Слова предметы отвечают на вопросы: «Кто?» или «Что?»; слова- действия- на вопрос: «Что делает (делают)?», а слова –признаки- на вопрос: «Какой?» (какое, какая)? Взрослый задает ребенку вопрос и просит его дать как можно больше ответов.

Кто? (ворона, мальчик, девочка, муха, собака, слон.)

Что? (Шкаф, дверь, мячик, диван, снег, дождь, река.)

Дождь (что делает?) (Стучит, капает, моросит, льет.)

Березка(какая?) (Стройная, красивая, молодая, одинокая, голая, зеленая.)

Платье(какое?) (Модное, красивое, шелковое, голубое, длинное, пышное.)

Прохлопай ритм.

Эта игра направлена на развитие чувства ритма, которое поможет в дальнейшем правильно определять ударение в словах. Ребенок должен повторить заданный ритм, хлопая в ладоши, стуча в бубен или по барабану (на выбор). При этом следует учитывать, что отстучать ритм на барабане обеими руками сложнее, чем прохлопать в ладоши или бубен, но игра на нем будет полезна для развития моторики рук.

Протопай чистоговорку /стихотворение.

Эта игра особенно полезна для ребенка с нарушением темпо-ритмической и слоговой структуры речи. Шагая и одновременно проговаривая сначала чистоговорку, а затем стихотворение, ребенок научится четко проговаривать звуки и слова, чувствовать ритм речи, ударные слоги.

Ка, ка, ка - речка глубока,

Ко, ко, ко- едем далеко.

Тише мыши, тише мыши,

Кот пришёл на нашу крышу.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Цепочка слов.

Это модифицированный вариант известной игры «Города». В эту игру могут играть как двое, так одновременно и несколько человек. Начинающий говорит любое слово, например «ананас», следующий игрок должен придумать слово, начинающееся на последний звук первого слова, т.е. на [с ] ( ананас-самолет-тапки-ириска).Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.

 

Список использованной литературы

Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М., 2012.

Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М., 2013.

Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. М., 2008.

 

         учитель-логопед МБДОУ № 201  Мулерова С.А.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (16.05.2018)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

ГОСУСЛУГИ









Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • МБДОУ201 © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz