Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.04.2024, 10:29

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи детей. Статья учителя - дефектолога Кашеповой Н.С.

 

«Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка»

 

Тихеева Е.И. «Развитие речи детей»

 

Речь - это средство выражения наших представлений, мыслей, знаний. В то же время она же обогащает, расширяет, формирует наше сознание, является орудием и одновременно проявлением развития человеческой личности.

Для ребенка слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия. Знание, которое ребенок выражает в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых им из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей. Свои первые представления ребенок добывает из окружающей его материальной среды посредством сенсорных анализаторов: глаз, ушей, языка, носа, кожи, пальцев, вестибулярного аппарата, двигательного анализатора. Слово закрепляет эти представления, оно описывает, выражает, закрепляет сенсорный опыт, который уже получил ребенок. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным и работа по развитию речи невозможна без работы по развитию органов чувств и восприятия.

В ходе достижения цели развития речи ребенка необходимо решить следующие задачи:

  • создать необходимые условия (сформировать адекватную возрасту, потребностям, возможностям, задачам предметно-пространственную среду) и научить ребенка взаимодействовать с ней таким образом, чтобы он мог получать полноценный сенсорный опыт;
  • следить за содержанием речи окружающих ребенка взрослых и наполненностью смыслом речи самого ребенка;
  • контролировать соответствие структуры и стилистики речи взрослых и ребенка языковым нормам.

Под условиями понимается так называемая предметно-пространственная среда. Это пространство, в котором живет ребенок – его комната, квартира или дом, прилегающая территория, улица, игровая площадка, лес, парк, а также наполнение этого пространства и, прежде всего, игрушки. В целом следует выделить несколько категорий игрушек, которые обязательно должны быть в распоряжении ребенка: куклы разных размеров и возрастов с наборами одежды, для старшего дошкольного возраста бумажные фигурки людей с наборами одежды, модель дома и прилегающих построек, средства передвижения, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, овощи, фрукты, грибы, орудия труда, конструктор. Часто родители говорят о том, что детям неинтересно, что они не играют и никакие игрушки их не интересуют. Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, но, как правило, в ходе общения можно увидеть целый ряд причин такого поведения ребенка и основные из них заключены в характере отношений родителей и ребенка. А следствием этих отношений является то, что родитель не является посредником между ребенком и средой, то, что среда, в которой живет взрослый человек, совершенно другая, непонятная и часто вообще неизвестная для ребенка. А к игрушкам и важным детским делам взрослые, как правило, вообще не проявляют интереса и в лучшем случае равнодушны, в а худшем – демонстрируют пренебрежение. Поэтому помимо того, что среду нужно создать, в ней нужно еще и жить.

Вторая задача – наполнение речи смыслом – в настоящее время чрезвычайно важна и сложна. Вследствие сложившегося в обществе образа жизни сенсорный опыт детей крайне обеднен. И всю информацию они получают в основном со слов взрослых людей, либо путем рассматривания картинок. В таких обстоятельствах речь не будет являться вторичной системой, описывающей сенсорный опыт, т.к. описывать просто нечего. Поэтому речь становится практически единственной системой, но, к сожалению, ничем не наполненной, что приводит к вербализму. Ребенок говорит, и часто говорит хорошо и много, но о чем – не понимает. При этом взрослые часто этого не обнаруживают, им кажется, что ребенок вполне осознанно владеет речью, отвечает на все их вопросы.

Важно не просто запустить речь и добиться фонетического совершенства, необходимо работать над смыслом речи. «Слово ценно своим содержанием. Слово, непонятное тому, к кому оно обращено, превращается для него в звук» (Тихеева Е.И.). Для того чтобы язык ребенка являлся отражением ясных и отчетливых представлений, а не вербализмом, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове. Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и затем сохранено в памяти. «Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять» (Тихеева Е.И.).

Третий аспект работы по развитию речи после условий и содержания – работа над формой речи, ее структурой. Работа во всех трёх направлениях ведётся параллельно. Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка; структуру речи, ее характерные особенности дети перенимают от людей, с которыми они постоянно общаются. Речь взрослых, окружающих ребенка, должна быть абсолютно грамотной, четкой, выразительной, слова должны иметь точное и правильное значение. Поэтому, прежде всего, взрослым стоит позаботиться о развитии и упорядочении собственной речи. Речь взрослых должна быть абсолютно грамотна, литературна. Особого внимания требует культура речи, ее этика. Структура речи должна соответствовать возможностям ребенка, но при этом не должна быть слишком упрощена. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт. Недопустимо включать в свою речь «детские словечки», даже если они кажутся очень милыми и забавными. Это замедляет процесс овладения ребенком правильной речью. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоков слов, ребенок просто перестает слушать. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия и содержание речи. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру общения очень быстро. Речь взрослого должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна.

Существует ряд специальных методических упражнений речи: подбор эпитетов к предмету; узнавание по эпитетам предмета; подбор к предмету действий; подбор к действиям предмета; подбор к действию объектов; подбор обстоятельств; нюансы смысла слов; вставление пропущенных слов; распространение предложений; добавление придаточных предложений; составные части целого; упражнение на точность номенклатуры; составление предложений с определенным словом; составление предложения с несколькими данными словами; объяснение слов; отгадывание и составление загадок; классификация предметов; заучивание и произношение скороговорок.

Речь возникает и развивается из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в полноценную социальную среду и забота об адекватном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.

Наиболее благоприятной для развития речи формой взаимодействия ребенка с другими людьми является игра и на более позднем этапе другая ее форма – труд, протекающие в обществе сначала взрослых, а позже - сверстников. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одной из задач является организация условий для свободной игры детей. Это соответствующее возрасту и количеству детей место, продуманный по количеству и назначению набор игрушек, материалов, пособий. Игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное, - это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, с которой играет ребенок, для него – живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин. Для девочек особенно значительна роль куклы. Играя в куклы, обслуживая их, девочки реализуют заложенную в них роль мамы, совершенствуют коммуникативные навыки, общаясь в рамках ролевой игры, а также учатся заботиться о других. Для проведения таких игр также необходима мебель, одежда, постель, посуда, орудия труда. Для ролевых игр мальчиков необходимы машины, инструменты, оружие.

Другим не менее важным аспектом является умение наблюдать. И этот важный аспект сегодня практически отсутствует в жизни детей. «Наблюдение есть основа всякого знания» (Тихеева Е.И). Главной целью наглядного обучения является упражнение наблюдательности, логического мышления и развития умения выражать свои выводы и наблюдения в словах. Поэтому понятие наблюдательности тесно связана с понятием вербализма. От матери, от взрослых в значительной степени зависит, чтобы те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, соматосенсорные), с которыми сталкивается, осознает и запоминает, а позже систематизирует и преобразует в образы мозг ребенка, появлялись и обрабатывались им в той последовательности, в том качестве и количестве, когда этот процесс действительно является благоприятным для формирования ясных образов в сознании ребенка, а не образовали хаотичное мозаичное нагромождение фрагментарной бессмысленной информации, что в речевом развитии проявится как вербализм. Излишний наплыв чувственных восприятий приводит в этом смысле к самым нежелательным результатам. Пусть у детей будет меньше представлений, но представления их должны быть ясны и отчетливы. Каждое отчетливо и прочно усвоенное представление отразится в столь же прочно усвоенном слове. Окружающая ребенка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – доставляет обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и обогащения их языка. Ребенок должен уметь назвать своим именем любой предмет, с которым он встречается в жизни, называть его признаки, состояние. «Мы должны оградить развитие ребенка от беспорядочности, несовершенства и поверхностности, должны способствовать тому, чтобы первоначальные впечатления ребенка, полученные от наблюдения над предметами его познания, были точны, правильны, по возможности обширны. Добиваться этого мы должны путем разумного педагогического руководства детьми в жизни, понимаемой как совокупность всех в ней представленных и с непосредственной жизнью самих детей соприкасающихся явлений». (Тихеева Е.И.)

Помощь естественному развитию детской наблюдательности заключается в том, чтобы с самого рождения сначала предоставлять детям для наблюдения предметы из окружающей их жизни, а позже направлять их внимание. Наиболее естественной безопасной в смысле сбалансированности для восприятия средой является природа. Она закаляет здоровье ребенка, дает силы, активизирует органы восприятия, обогащает представлениями и знаниями, предоставляет все необходимое для проявления творческой, а значит, уже продуктивной деятельности, когда ребенок не только получает, но и учится создавать, одновременно используя и развивая уже накопленный опыт. Воспитание ребенка в непосредственной близости с природой – наилучший путь для развития его чувств, сил и способностей. Деятельность детей на воздухе (прогулки по городу, лесу, отдых и занятость в саду, огороде) позволяет постепенно знакомиться с миром животных, растений, насекомых, со многими видами деятельности человека, увеличить запас знаний и систематизировать их, а также развить и обогатить язык. Можно наблюдать явления природы, смену частей суток, времен года, изменение пейзажей, поведения животных, насекомых при смене погоды, сезона. Основное принцип такого развития – «отправляться от предметов, наиболее близких ребенку, связанных с интересами его личной жизни» (Тихеева Е.И.).

При организации и проведении прогулок, экскурсий нужно учитывать, что содержание должно соответствовать интересам детей, учитывать их уровень развития и настроение. Нужно продумывать возможности участия нескольких детей в подобных мероприятиях. Совместные наблюдения влияют на развитие в детях потребности в общении, желания поделиться общими, по-разному воспринимаемыми впечатлениями. Наблюдение, рассказ и обсуждение не должны носить характер урока. Дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, играть.

В целях познавательного развития и социальной адаптации ребенка нужно знакомить с домом, квартирой, наполнением: мебель, предметы интерьера, бытовая техника; территорией вокруг дома, во дворе; улицей и ближайшим районом. Параллельно можно изучать средства передвижения, а также наблюдать и принимать посильное участие в труде взрослых.

«Каким образом развивать в детях драгоценную способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один – организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий» (Тихеева Е.И.).

Взрослый знакомит ребенка с миром вещей, он является посредником между предметом и ребенком, способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды, знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами. Таким материалом могут быть предметы жизненного окружения, игрушки, картины. Дети должны осматривать, ощупывать, нюхать, пробовать, слушать и результаты воспринятого отражать в слове.

Также одним из основных факторов развития ребенка являются картины. Они не заменяют реальное познавание мира, они дают возможность увидеть, а, значит, узнать то, что в реальной жизни для ребенка недоступно. Целью рассматривания картин является развитие способности к наблюдению, сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения) и развитие языка ребенка. Картины предназначены для развития спокойного, немоторного созерцания, когда задействован только зрительный анализатор.

Большое значение в развитии речи имеют методически продуманные поручения задания, которые даются детям. Ребенку дается определенное поручение, имеющее практическое значение, осознаваемое ребенком. Он должен внимательно выслушать, понять содержание обращенной к нему речи, запомнить сказанное, выполнить поручение, рассказать о процессе и результате выполнения.

Поручения нужно давать детям уже полутора-двух лет. Вначале малышу предлагается принести или подать («Дай!) игрушку, находящуюся в его непосредственной близости, причем педагог указывает на нее.

В дальнейшем ребенку предлагается принести названную игрушку, находящуюся в числе других, уже без указания на нее. Поручения осложняются: «Дай Коле», «Положи на стол», «Поставь на пол», «Брось», «Покажи», «Заверни» и т.д.

Трехлетки справляются с простым поручением, требующим не более одного действия. С такими малышами поручения могут сводиться к простой игре: принеси мяч, отдай его Коле, принеси кубик, положит на стул и т.п.

Постепенно поручения связываются с практическими целями. При исполнении посильных и осмысленных поручений у детей развиваются самооценка, коммуникативные навыки, самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений, рассказать о проделанном.

Одним из ценнейших приемов развития речи детей являются беседы. Предметом беседы могут являться предметы и явления природы, их описания, сравнения, выяснения значения того или другого предмета или явления. Это может быть домашняя жизнь, жизнь детского сада, общение с детьми в быту, во время прогулки, а также вопросы этики и культуры.

Рассказ – еще одна форма речи, которая интересна детям и влияет на развитие их языка. Стоит отметить, что рассказ дети любят больше, чем чтение вслух. Рассказывать можно сказку, повесть, событие из жизни человека, животных. Личный элемент автора в таких рассказах, личные переживания, наблюдения играют огромную роль, на такие рассказы дети реагируют с особым интересом. Также должны рассказывать и сами дети. «Следует неустанно обращать внимание ребенка на то, что он должен выражать свои мысли понятно, а для этого они, прежде всего, должны быть понятны ему самому. Если мы хотим, чтобы наши слушатели ясно представили себе, что с нами произошло на улице, заинтересовались бы нашим рассказом, мы должны сами с полной отчетливостью разобраться в том, что произошло. Прежде чем приступить к рассказу, следует самому себе поставить вопрос: представляю ли я сам себе вполне то, о чем я хочу говорить, все ли мне самому известно и понятно? И только в том случае, если все ясно, приступить к рассказу» (Тихеева Е.И.). Следует всячески сосредоточивать внимание детей на сути того, что они хотят рассказать, на основной мысли. Все постороннее, несущественное следует отбрасывать.

Такие рассказы, темами для которых служат личные переживания, наблюдения, имеют для развития мыслительной способности и речи детей большое значение. В них развертывается широкая дорога для творчества детей, их самодеятельности, проявления индивидуальности.

Ребенок вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа. Ребенку рассказывать о виденном, слышанном и пережитом приходится почти ежедневно, но делает он это часто хаотически. Предложив детям обдумать то, о чем они будут рассказывать, надо и себе ясно все представить. Следует соблюдать еще одно существенно правило: никогда не торопить детей, поощрять речь медленную, пусть с небольшими паузами, но обдуманную и ясную. Следует всячески бороться с абстрактным, расплывчатым слогом, с излишним многословием. Дети должны понимать, что они передают. Слова, за которыми не кроется никакого содержания или которые не нужны для уяснения и освещения содержания, не имеют значения, являются лишними.

Также важным инструментом развития речи является пересказ; составление рассказа по плану. Дети старшего дошкольного возраста могут придумывать рассказы по заглавию.

Отдельное внимание следует уделить составлению рассказов по картинкам. Представленные на картинке предметы объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. При занятиях с маленькими детьми нужно выбирать такие картинки, художественный замысел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна, находится в рамках опыта ребенка. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ педагога.

Столь же важным как сказка и рассказах в качестве фактора развития речи выступает стихотворение. Стихотворение имеет преимущества, «оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма», стихотворение воспринимает ребенком в раннем возрасте как музыка. На первом мести стоит материал народного творчества: песенки, шутки, прибаутки, потешки. По своему содержанию, форме и языку они более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких: простота и четкость ритма; краткость самого стишка и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. «Надо возможно чаще привлекать детей к индивидуальному чтению стихов, руководить выразительностью чтения каждого примером своего чтения, обращать внимание на удачное исполнение и никогда не заставлять детей читать первому встречному ради показа, из тщеславия» (Тихеева Е.И.).

«Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык» (Тихеева Е.И.). Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его ребенку. Для этого взрослый должен знать достаточный запас соответствущих стихотворений наизусть. Также рекомендуется к стихам подбирать соответствующие картинки. Это помогает закрепить представление.

«Нельзя подводить к грамоте (искусству читать и писать) ребенка, который не владеет устной речью» (Тихеева Е.И.). Устная речь ребенка развивается естественно, если условия этому способствует и у самого ребенка нет ограниченных возможностей здоровья. Ребенок также естественно и самостоятельно овладевает и графической речью, если имеются нужные для этого предпосылки и условия. Каждое произносимое, прочитываемое или написанное ребенком слово должно быть для него живым. Живым же можно назвать только то слово, смысл которого ему ясен. Книга для приступающих к самостоятельному чтению детей должна удовлетворять следующим требованиям: она должна быть привлекательна внешне, напечатана крупным четким шрифтом, содержание должно составлять короткие рассказики, сказки, желательно, чтобы фабула разворачивалась параллельно в тексте и в иллюстрирующих его грамотных, по возможности художественных картинках, язык книги должен быть безукоризненным с точки зрения литературной правильности. Чтение и взрослого и ребенка должно быть вдумчивым. Поверхностное, неглубокое чтение, погоня за сильными ощущениями, интерес лишь к подробностям развертывающейся фабулы и игнорирование художественных форм и образов не могут оказать благотворного влияния на язык и сознание читателя. Для формирования соответствующей манеры чтения рекомендуется чтение детей вслух. Отношение взрослого к этому занятию не как к уроку, а как к удовольствию, отклик взрослого на образы, выражения, которые встречаются в книге, развивают у ребенка любовь к литературно-художественному произведению, способностью его понимать, навык литературного чтения.

Эффективность процесса развития речи обеспечивается двумя факторами: когда дети слышат обращенную к ним речь и говорят сами. Жест, поза могут сопровождать слово, но не заменять его. Развитие речи – это не два часа в неделю занятий со специалистом, это жизнь ребенка в человеческом обществе, которая невозможна без общения, поэтому речь должна стать не предметом обучения, а насущной необходимостью для ребенка, его пропуском в социум, неотъемлемым инструментом в решении любых возникающих на его пути задач.

 

Источники:

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Изд. 4-е. Пособие для воспитателей детских садов. М., «Просвещение», 1972.
Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (15.05.2018)
Просмотров: 353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz