Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 16.12.2018, 06:38

МБДОУ 201 г. Кемерово

Меню сайта

Поиск
Вход на сайт
Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Общие рекомендации тифлопедагога для родителей детей, имеющих нарушения зрения

 

Глаза ребенка выполняют основную работу по восприятию информации из внешнего мира. Они работают в течение всего периода бодрствования и имеют дело с огромным количеством раздражителей. Для профилактики возникновения нарушений зрения, а также для достижения положительных результатов в лечении уже имеющихся важно создавать комфортные условия для работы глаз.

Наиболее неблагоприятным является утомление зрительного анализатора и сильная аккомодация, т.е. сильное напряжение глазных мышц при работе на близком расстоянии от объекта.

Одним из основных условий, необходимых для сохранения зрения является достаточное освещение помещения, в котором занимается ребенок. Глаз лучше всего приспособлен к дневному освещению, поэтому в качестве искусственного освещения следует вводить наиболее близкое к нему - люминесцентное освещение. Эти лампы дают мягкий рассеянный свет и почти не создают теней и бликов на освещаемой поверхности.

Для предупреждения общего переутомления и перенапряжения зрительной системы необходима своевременная смена видов деятельности, изменение обстановки, перемена положения тела в ходе занятия.

Выделяются следующие симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок:

  • общая усталость;
  • головные боли;
  • снижение внимания;
  • падение работоспособности;
  • потеря функциональных характеристик;
  • возникновение и прогрессирование близорукости.

Подобные жалобы проявляются либо в процессе деятельности на основе активного и напряженного использования зрения, либо сразу после ее завершения

К важнейшим аспектам организации зрительной работы относится профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи.

Продолжительность занятий для детей 4-5 лет составляет не более 15 минут, 5-6 лет - не более 25 минут, а для детей 6-7 лет - не более 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.

В конце занятия используются разнообразные приемы профилактики и снятия зрительного утомления. Это могут быть простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п.

Для достижения наибольшего эффекта в плане снятия напряжения с глаз, офтальмологи рекомендуют накрывать глаза ладонями (без надавливания), добиваясь максимального отдыха глаз в условиях темноты (пальминга). «Чем более черный цвет перед закрытыми глазами, тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых». Частое моргание предлагается использовать в процессе чтения, работы на компьютере. Этот прием считается простым, но эффективным для снятия напряжения. Важно выработать привычку моргать регулярно и часто (1-2 раза каждые 10 секунд), но без каких-либо усилий.

Другая группа приемов – это комплексы упражнений для глаз. Офтальмологи, рекомендующие упражнения для глаз, отмечают, что они пригодны как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. В современной популярной офтальмо-гигиенической литературе приводятся разнообразные комплексы упражнений для детей и взрослых. Педагогу и родителям следует помнить, что любой комплекс упражнений эффективен, если ребенок его выполняет произвольно, в определённом ритме и темпе, систематически. Ритм и темп выполнения упражнения для глаз задается взрослым и зависит от содержания упражнения, от сохранности и развитости глазодвигательных функций, прослеживающей функции глаз, от этапа овладения упражнением или комплексом упражнений (этап первичного знакомства; этап разучивания; этап формирования двигательного навыка).

Профилактика зрительного утомления, поддержание работоспособности, успешность решения зрительных задач обеспечивается также соблюдением требований к оптико-физической характеристике наглядности в соответствии с возможностями и потребностями функционирования зрительной системы ребенка. Такая направленность профилактических мероприятий актуальна как для детей с нарушенным, так и для детей с нормальным зрением.

Для детей от 2-х до 3-х лет жизни подбираются для рассматривания картинки в соответствии со следующими требованиями: предметные изображения с четко выделенным контуром, т.е. хорошо различима граница предметного изображения и фона. Это достигается, прежде всего, наличием контурной линии по конфигурации изображения, отсутствием зашумленности фона, его однотонность, наличием достаточной, но не чрезмерной контрастности между изображением и фоном; максимально простой формой изображения, без дополнительных несущественных деталей (изображения объектов, имеющих в реальности много деталей, различных по форме и размеру должно быть упрощенным, стилизованным); - минимальным числом и малой площадью перекрытий одного изображения другим. Изображение не должно быть многоцветным, что обеспечивает одномоментное виденье всей его площади. Размер предметного изображения для восприятия вблизи, не менее 5 см. При работе вдаль (например, фронтальное рассматривание предметной картинки) размер объекта значительно увеличивается, при этом детки располагаются на расстоянии от него 0,5-1,0 м.

Подбирая наглядный материал для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет), особое внимание следует обращать на размер и четкость деталей предметного изображения. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким, цветовая гамма объектов восприятия разнообразная, однако, цвета и их оттенки должны характеризоваться яркостью и насыщенностью. Уточним, что, чем младше малыш, тем актуальнее для его восприятия простые формы и основные цвета (красный, жёлтый, зелёный и синий светлых тонов). Усложняются требования к композиционному построению картинки: изображение нескольких объектов разного размера на 1-ом (ближнем) и 2-ом (дальнем) планах. Для зрительного сравнения ребенком двух предметов с целью найти отличия, подбираются предметные картинки, упрощенной конфигурации, с четко выделенными деталями, внешними признаками сравнения, размером для работы вблизи примерно 8х10 см.

Предметная картинка, которая подбирается для рассматривания и описания внешних признаков детьми 5-го года жизни, должна быть достаточно большой по размеру (для близи не менее 10- 15 см.) с четко выделенными признаками описания (цветность, форма, детали). Профилактике зрительного утомления при выполнении таких видов работ способствует расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости (используется подставка) на расстоянии 35-40 см. от глаз. После выполнения ребенком продолжительной зрительной работы вблизи обязательно переводим его взор вдаль - предлагаем посмотреть на какой-либо предмет, расположенный в глубине пространства.

Для детей с нарушением зрения 5-6 лет следует использовать не только зеленый, но и светлый (светло-желтый, светло-розовый), и темный (темно-синий, черный) фоны. Для активизации зрения детей с функциональными его расстройствами при изготовлении и подборе наглядных пособий рекомендуется использовать красный, оранжевый, желтый, яркие и насыщенные другие цветовые тона. Важно помнить, что красный цвет биологически активный, действует на организм возбуждающе, его человек видит раньше остальных. Желтый цвет приятен для глаз, хорошо отражает свет, активизирует сетчатку. Для детей с амблиопией высокой и средней степеней на фоне косоглазия рекомендуется в пособиях использовать светло-серые поверхности, окрашенные в розовые, светло- голубые, желтые, светло-зеленые, которые отражают до 30-60 % света и белые

Важным аспектом, статико-динамического режима в образовательном процессе детей с нормальным и нарушенным зрением выступает создание условий, помогающих ребенку принять и поддерживающих правильную рабочую позу в процессе зрительного труда. Рабочая поза во время письма характеризуется следующим образом: ребенок сидит на стуле всей поверхностью бедра, имеется небольшое расстояние (ширина ладошки) между передним краем сидения и внутренней стороной коленной чашечки; ноги прямые - угол 900, всей поверхностью стопы стоят на полу (или подставке), спина и голова в положении прямо с легким наклоном вперед, поясница упирается в спинку стула, плечи на одном уровне, предплечья лежат на столе, локти слегка выступают за край крышки, тело и голову держат не предплечья, а мышцы спины. Взрослым следует ориентироваться на то, что правильную рабочую позу поддерживают определенные величинные соотношения между столом и стулом, размером мебели и ростом ребенка, определенная конструкция мебели.

Так, расстояние по вертикали от заднего края стола до сидения должно быть равно высоте предплечья ребенка над сиденьем. Малая или большая дифференциация вынуждает ребенка опускать или поднимать плечо пишущей руки и сокращать или увеличивать расстояние от глаз до книги или тетради.

Дистанция спинки – это расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки сидения. А расстояние по горизонтали от края крышки переднего края сидения - дистанция сидения - должно быть отрицательным, т.е. край сидения заходит за край стола на 4 см. Неудобная поза искривленное положение тела возникают у детей во время грамматических работ при нулевой или положительной дистанции скамьи. При нулевой дистанции края крышки и скамьи расположены на одной вертикальной линии, при положительной – край сидения отходит от края крышки стола на 3-4см и более.

При чтении рабочая поза учащегося может быть более свободная, ребенок спиной опирается на спинку стула, но при этом текст должен располагаться перед глазами на расстоянии 30-33 см с хорошим зрением и на расстоянии, доступном для зрительного различения шрифта при слабовидении – 17-25 см.

Соблюдение данных рекомендаций позволит избежать возникновение нарушений зрения, а также максимально повысить эффективность лечения.

 

Источники:

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 223с.
  2. , КароФомичёва Л.В. Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. - 2007 г.

 

                                                                               учитель - дефектолог Кашепова Н.С.

                                                                      

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (05.02.2018)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

ГОСУСЛУГИ









Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • МБДОУ201 © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz