Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 00:57

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекция устной речи дошкольников с помощью игровых упражнений на основе фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать и смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым или даже животным). Все эти природные способности детей с успехом использует фонетическая ритмика.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых - разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения- значительно более «древние» свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создает предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Учеными давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента- эмоциональный, двигательный и речевой - и использующая механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов и проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие - эмоционально- положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное использование игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что

-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

-улучшается фонематический слух;

-нормализуется речевое дыхание;

-формируется умение изменять силу и высоту голоса;

-улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

-повышается речевая активность детей.

Дыхательное упражнение «Ручеек журчит»

И.П.: о.с.1- делают волнообразные движения сложенными ладонями. Вдох носом; 2-на выдохе произнести «Дзынь- дзынь- дзынь!»

3- делают волнообразные движения сложенными ладонями. Вдох носом;

4-на выдохе произнести «Жур- жур -жур!» Повторить 3-4 раза.

Дыхательное упражнение «Сосульки звенят»

И.П.: о.с.1- поднять руки вверх, вдох носом;

2- ритмично опустить руки и на выдохе произнести «Дин-дин-дон!», «Дин-дин-дон!»  Повторить 3-4 раза.

 

Пальчиковая гимнастика «Иди, весна, иди, красна!»

Иди, весна, иди, красна, «ходят» пальцами по столу

Принеси ржаной колосок, поочередно загибают пальцы на руках

Овсяной снопок, начиная с большого

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край!

  • на координацию «Солнышко»
  • Солнышко, колоколнышко.               поднимают руки над головой,                                                  

         Ты пораньше взойди,                         скрещивают их.

         Пораньше разбуди.                             ритмично хлопают.

          Нам в поля бежать,                            бегут на месте.

          Весну встречать.                               вытягивают руки вперед, в стороны.

          Что ты ждешь? Не жди, весна!          ритмично хлопают.

          Приходи! Ты нам нужна!                  ходьба на месте.

          Дружно мы возьмем бадью,             вытягивают руки вперед, округляют их.

          Понесем ее к ручью                         соединяют ладони, волнообразные

                                                                                                             движения  ими.

          Зачерпнем бадьёю воду                  изображают, что зачерпывают воду.

          Подарим огороду.                           изображают, что поливают из лейки.

          Нам в подарок за уход                    ритмично хлопают.

          Морковку огород.                           вытягивают руки вперед, ладонями вверх.

         Проговаривание текста с движением.

         Ананас похож на шишку,                Руки разводим в стороны

                                                                            соединяем в «замок» перед грудью

         Хомячок похож на мышку,             Проводим ладошкой сверху вниз по правой

                                                                                                    щеке, затем по левой.

        Вертолет на стрекозу,                   Делаем вращательные движения руками

                                                                      над головой- «моторчик», затем машем

                                                                            руками, словно стрекоза крыльями.

         Антилопа на козу,                        Разводим руки в стороны, прижимаем

                                                               указательные пальцы к голове, «бодаемся».

         Маленький верблюд на ламу,      Приседаем и встаем.

         А я похож на маму.                      Указываем на себя и обнимаем себя.

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям.

Список использованной литературы.

Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М., 2012

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2012

Чернякова В.Н. Стихотворно- игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед 2005 №2

 

                                                          учитель - логопед МБДОУ № 201   Мулерова С.А.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (29.05.2017)
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz