Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 07:22

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование полисенсорного восприятия у детей раннего дошкольного возраста с ОВЗ

Целью работы специалистов коррекционного центра является обеспечение частичной или полной коррекции и компенсации сенсорного зрительного дефекта в развитии детей, посещающих наш детский сад.

Под коррекцией понимается процесс частичного или полного восстановления нарушенных функций (Л.П. Григорьева).

Компенсация – это «замещение или возмещение» нарушенных психических функций за счет максимальной мобилизации механизмов других психических процессов и формирования устойчивых компенсаторных приспособлений.

Следовательно, для достижения поставленных перед нами целей мы должны скорректировать частично или полностью зрительное восприятие ребенка, а также в случае частичной коррекции скомпенсировать недостаточность зрительного восприятия путем развития других видов модальностей и формирования полисенсорного восприятия.

Коррекция элементарных зрительных функций осуществляется за счет усиления признаков предъявляемого объекта: яркость, размер, контраст, цвет, форма, плотность деталей и т.д., а также за счет увеличения изображения на сетчатке глаза с помощью оптических средств.

Компенсация нарушений зрения осуществляется путем развития слухового, кинестетического, обонятельного, соматосенсорного восприятия, а также формирования полисенсорного восприятия, т.е. взаимодействия зрительного, тактильного и слухового. Различные виды восприятия редко встречаются в частном виде. Они комбинируются, и в результате возникают сложные виды перцептивной деятельности.

Взаимодействие восприятий и называется полисенсорным восприятием, которое определяется как комплексное отражение действительности через различные уровни модальности.

В перцептивно-когнитивном развитии ребенка особая роль принадлежит зрительной перцептивной системе; она может рассматриваться как основная воспринимающая система мозга, с помощью которой ребенок получает наибольшую часть информации о внешнем мире. Зрительное восприятие в большой степени опосредует взаимодействие ребенка с внешней средой и играет ведущую роль в его психическом развитии. Зрительная система обеспечивает восприятие света, цвета, контрастов, формы предметов, фактуры поверхности, пространства, времени, движения, скорости, ускорения, т.е. тех перцептивных категорий, которые создают образ видимого мира.

Рассмотрим задачи развития сенсорного восприятия детей 2-3 лет.

Задачи развития зрительного восприятия:

  • Формировать представления о форме
  • Формировать представления о величине
  • Формировать количественные представления
  • Развивать навык соотносительной деятельности

Задачи для развития тактильного восприятия:

  • Формировать единую систему «глаз-рука»

Задачи развития слухового восприятия:

  • Развивать слуховое внимание и память

Задачи развития обонятельного восприятия:

    • Формировать понимание части тела «нос», «язык»;
    • Формировать образы бытовых ароматов, вкусов;
    • Формировать ассоциативные связи обонятельных, вкусовых чувств со зрительными, тактильными ощущениями.

Задачи развития соматосенсорного восприятия:

      • Формировать способность управления собственным телом: чувством положения, движения, силы.

Реализуя вышеперечисленные задачи, мы активизируем модальности и формируем полисенсорное восприятие, обеспечивая их взаимодействие.

Ввиду особенностей психического развития ребенка третьего года жизни его познание ближайшего окружения имеет наглядно-практический характер, т.е. малыш усваивает новое, наблюдая за действиями взрослого, а затем уже в процессе собственных практических действий с игрушками и реальными предметами. Поэтому для работы с детьми раннего дошкольного возраста эффективными являются наглядно-действенные методики.

Главным фактором, обеспечивающим эффективность взаимодействия взрослого и ребенка, является одновременное представление ребенку нескольких составляющих:

    1. Интересный для ребенка предмет, который может иметь один или несколько ключевых признаков: цвет, форму, величину, вес, аромат, фактуру.
    2. Наглядно-действенная инструкция взрослого, т.е. определенное действие с предметом, которое повторяет ребенок;
    3. Обязательное речевое сопровождение действия со стороны взрослого. Речевое высказывание должно включать основные признаки предмета: название, цвет, форму; название действия, которое осуществляется во время игры.

Только в таком сочетании можно говорить о задействовании всех модальностей, а также об участии всех соответствующих сенсорных анализаторов в формировании психических образов, т.е. о полисенсорном восприятии.

 

                                                                  Учитель-дефектолог Кашепова Н.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (16.02.2017)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz