Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 09:59

МБДОУ 201 г. Кемерово

 
Меню сайта

Аудиогид
#НОВЫЙ КЕМЕРОВО


Мы в Telegram
Мы в VK



Поиск
Вход на сайт
Статистика
Сайт ГБУЗ «Кузбасский центр 
общественного здоровья 
и медицинской профилактики»:  








В Кемеровской области - Кузбассе введен режим
"Повышенная готовность"
по противодействию распространению
COVID-19.

Телефон горячей линии:

8-800-201-25-22





















 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит Вам логопед.
"Но мой ребенок слышит хорошо" - недоумеваете Вы.

Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

  • Фонематический слух - основа для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: , «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

Начальное, а потому самое важное звено в работе над формированием фонематического восприятия – развитие фонематического слуха. Принято выделять шесть основных этапов данной работы.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа, в которые Вы можете играть со своим ребёнком.

I этап - Узнавание неречевых звуков

Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом находятся хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму. Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.

II этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав! корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

Игра «Скажи, как я»

Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить.

III этап - Различение близких по звуковому составу слов.

Игра «Светофорчик»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.

Игра «Исправь ошибку»

Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

  • Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла

По дороге вдоль села.

  • Пёс Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

  • Много снега во дворе

– Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

IV этап - Различение слогов.

Игра «Повторюшки»

Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

Игра «Сигнальщик»

Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

V этап - Различение фонем (звуков).

На этом этапе нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

Игра «Поймай звук»

Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

VI этап–Развитие навыков элементарного звукового анализа.

1. Обучение ребенка определять количество слогов в слове (отхлопывание двух- и трехсложных слов), выделять ударный.

2. Анализ гласных звуков. Ребенок выкладывает столько одноцветных кружков, сколько гласных звуков назвал взрослый («а», «ау», «иоу»)

3.Анализ согласных: выделение последнего согласного из слова (легче удается выделение глухих взрывных).

Регулярно занимаясь с ребёнком дома (по указаниям логопеда), играя в представленные игры, Вы сможете добиться отличных результатов в развитии фонематического слуха у ребёнка, а, значит, процесс работы над формированием фонематического восприятия пойдёт намного быстрее и вскоре Вы услышите ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ своего ребёнка, которая станет залогом успешного освоения грамоты и чтения!

Литература:

  1. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве.- М. 2015.
  2. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. -М. 2018.
  3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. -СПб.: 2009.

  

                                                                                  Учитель-логопед Мулерова С.А.

                                                                                                              МБДОУ № 201

                                                                                                                   18.12.2019г

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ201 (19.12.2019)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • жми здесь











    Жми на картинку или переходи по ссылке




















    #МЫВМЕСТЕ

    #ЯгоржусьРоссией

    #МЫРОССИЯ

    #КУZБАСС













    .
    Государственная поддержка 
    семей с детьми: жилищные условия:


    ДЕТИ - НЕ ПТИЦЫ!

    Все данные на сайте размещены с письменного согласия сотрудников, а также  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

     

    МБДОУ201 © 2024
    Пользовательское соглашение
    Создать бесплатный сайт с uCoz