В современных условиях и в соответствии с социальным заказом общества, в образовании наблюдается тенденция к повышению сложности знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для успешного вхождения в современный высокотехнологичный мир.
Известно, что культура познания наиболее интенсивно развивается в школьные годы, но к концу дошкольного возраста должна быть подготовлена основа для развития познания.
Именно старший дошкольный возраст – сензитивный период для умственного развития ребенка и успешной подготовки его к школе.
Поэтому актуальным становится построение образовательного процесса методически грамотно, конструктивно, технологически и мотивационно, в соответствии с ФГОС ДО с выходом на целевые ориентиры возможных достижений ребенком на этапе завершения уровня ДО.
Это использование адекватных возрасту, индивидуальному развитию, психофизиологическим особенностям технологий, техник, методик, авторских разработок , характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует.
Все это делает работу с детьми не только эффективной, но и действительно развивающей.
В моей практике это осуществляется посредством объяснительно-иллюстративных, репродуктивных и поисковых методов.
Это и чтение художественной литературы, и деятельность по заданному алгоритму, наблюдение и практическое экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и моделирование, решение логических задач, знаково-символическая деятельность, эвристические беседы и умственное экспериментирование, организация выставок, сбор коллекций, составление календарей, журналов, вытекающих в проектную деятельность.
Чтобы обучение было привлекательным, доступным и непринужденным инсценирую взаимодействие с детьми. Мотивация обучения достигается введением «сквозных» сказочных героев – условных посредников.
Сюжетная линия проходит через все занятие: задания, игры и вопросы транслируются «от лица» героев сказок, которые становятся друзьями детей.
При организации занятия важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий. Сказочные герои позволяют удерживать направлять внимание детей на решение познавательных задач.
На подобных занятиях – путешествиях дети проявляют находчивость, сообразительность, смекалку, приучаются работать сообща, выполнять общее дело, а значимость всему придает признание собственных успехов.
Планируя подобное занятие, я творчески переосмыслила методы, приемы, средства обучения в связи со складывающейся учебно-игровой ситуацией. А интерес детей поддерживала за счет разнообразия методов, занимательности изложения, богатства интонации, интегрирования образовательных областей.
Таким образом, совершенствуются все психические процессы, а на основе природной любознательности пробуждается познавательный интерес, жажда знаний, развиваются мотивационная и социальная сферы, обеспечивается способность прилагать усилия в дальнейшем для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
учитель - дефектолог Соколовская В.В.
|